В годы Великой Отечественной войны огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, творческие люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить её невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищённые аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Леонида Утёсова, Лидию Русланову, Клавдию Шульженко.

Для бойцов хорошая песня всегда была верным помощником. С песней они отдыхали в короткие часы затишья, вспоминали близких и родных под звуки окопного патефона, из которого раздавались любимые мелодии.

Одной из запавших в душу была песня «Синий платочек», её первыми создателями были Я. Галицкий и Е. Петерсбурский. Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза, автор таких популярных в то время песен, как «Донна Клара», «Утомлённое солнце», композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске.

Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание на эту напевную, яркую мелодию и тут же в зале в блокноте набросал возникший в его поэтическом воображении текст:

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч...

Встретившись после концерта в гостинице с Ежи Петерсбурским, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня получится, но текст следует дополнить ещё несколькими куплетами. Через несколько дней музыкальное произведение было полностью готово, и на очередном концерте его впервые исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам. С этого дня она обязательно исполнялась в каждом концерте оркестра Генриха Гольда. Вскоре «Синий платочек» стал широко известен и его включили в свой репертуар такие мастера песенной эстрады, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Вадим Козин. В том же, 1940 году песня была дважды записана на граммофонную пластинку в исполнении И. Юрьевой и Е. Юровской.

Первоначально Клавдию Ивановну Шульженко «Синий платочек» не взволновал. Она вспоминала: «"Синий платочек" в том, довоенном, варианте мне понравился – лёгкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным».

Началась Великая Отечественная война. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых ещё в истории войн, могут звучать лишь марши да боевые песни. Однако, как отмечал поэт А. Сурков: «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек». Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни.

Часто во время концертов бойцы просили Клавдию Ивановну Шульженко исполнить и такие довоенные, сугубо «мирные» лирические песни, как «Андрюша», «Руки», «Мама», «Встречи» и, конечно же, «Синий платочек». Поэтому певица включила в свой репертуар и эту песню.

Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступали в гвардейском подразделении генерала Н.А. Гагена, защищавшем легендарную «дорогу жизни» через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой!» лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о «Синем платочке», артистка сказала: «Песня популярна в народе, у неё простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии».

Лейтенант Михаил Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. До этого он воевал в составе Первой горно-стрелковой бригады помощником командира артиллерийско-пулемётного батальона. Но слова К.И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание.

По свидетельству писателя Александра Бартэна, бывшего сослуживца М.А. Максимова, тот, вернувшись с концерта певицы, сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, – вспоминала Клавдия Шульженко. – В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре».

Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!» от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов».

Вскоре песня была записана на грампластинки, что сделало её популярной. 

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Мы сохраняем с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулемётчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.
Кончится время лихое,
С радостной вестью приду,
Снова дорогу,
К милой порогу
Я без ошибки найду...
И вновь весной
Под знакомой ветвистой сосной.
Милые встречи,
Нежные речи,
Нам возвратятся с тобой.

 

Литература:
– Невская А. «И между строчек – синий платочек…». Дочь автора легендарной песни – об отце и своей блокадной зиме в бомбоубежище Эрмитажа // Родина. – № 6. – (615)
– Хотулёв В. Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня. – М.: Издательский дом: Олимп, Русич, 1998.

Фото из открытых источников
 

Дата публикации: 10 июня, 2020 [02:20]
Дата изменения: 10 июня, 2020 [02:20]