Песни Исаака Дунаевского
30 января исполнилось 120 лет со дня рождения И.О. Дунаевского.
Песни известного композитора не одно десятилетие переходят из поколения в поколение, их любят и поют во всем мире. Это – золотой фонд музыкальной классики.
«Популярность Дунаевского была беспредельной, – вспоминает его друг, ленинградский критик М. Янковский. – Его новых творений ждали с нетерпением и радовались, что вновь появляющиеся сочинения отвечают чувству современности, говорят об общенародной любви к Родине».
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя – Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский) родился 18 (30) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии. Советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог, автор песен и музыки к кинофильмам. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.
Исаак с раннего детства имел уникальный слух, проявлял незаурядные музыкальные способности. Уже в пять лет он на слух легко подбирал мелодии маршей, вальсов. C восьми лет брал уроки скрипки у Григория Полянского. В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки, его педагогом был Константин Горский. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а еще через год – Харьковскую консерваторию по классу скрипки, учился у И.Ю. Ахрона (композицией занимался у С.С. Богатырёва). Во время учебы, чтобы мотивировать способного сына, отец сделал ему роскошный подарок – приобрёл настоящую скрипку мастера Амати.
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, затем концертмейстером. С 1920 года – композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н.Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью.
В том же году дебютировал как театральный композитор – написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».
В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. В 1924-1926 годах Дунаевский занимает должность музыкального руководителя театра «Эрмитаж». В 1926-1929 годах возглавляет Театр сатиры и пишет свои первые оперетты – «Женихи» и «Ножи». В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты. В 1929 году оперетта «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла, после чего Дунаевский переехал в Ленинград.
В Ленинграде он начал сотрудничать с Леонидом Утёсовым. В 1933 году вместе с авторами В. Массам и Н. Эрдманом создаёт для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».
Вместе с кинорежиссёром Григорием Александровым Исаак Дунаевский стал создателем жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс композитору широкую известность.
Затем последовали фильмы «Цирк» (1936) с известной на весь мир «Песней о Родине». «Мне нужно строить музыку так, чтобы зритель, уходя, пел, – пишет он Александрову. – После «Весёлых ребят» даже в сто раз лучшая музыка будет проигрышем, если её не будут петь. Поэтому текст должен быть отточен, как лезвие! Стихи броски и ясны! Музыка легко усваиваема!»
Песня моментально ушла в народ. Её пели повсюду. В годы Великой Отечественной войны эта песня поддерживала людей, давая новые силы.
Вот что рассказывает командир партизанского отряда С. Ковпак в своей книге «От Путивля до Карпат»: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная»… Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!».
С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел – например, в фильме «Весна» он поёт романс Глинки.
В 1938 году Дунаевский возглавил ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников и был его художественным руководителем в течение 10 лет. Всё это время творческий коллектив активно гастролировал по всей стране, и неслучайно его называли «ансамблем на колесах». С началом войны композитор получил бронь от Наркомата просвещения и поступил в распоряжение особого идеологического отдела. В сентябре 1941-го Главное политическое управление РККА сформировало агитпоезд, и ансамбль направили в длительную гастрольную поездку для обслуживания воинов Уральского, Сибирского, Дальневосточного и других округов, а также оборонных предприятий и населения Сибири и Дальнего Востока. Агитпоезд был оборудован радиоузлом, в распоряжении артистов находились документальные и художественные фильмы. Агитационная работа в то время имела особое значение, поэтому коллектив в поездках всегда сопровождали лекторы-агитаторы и выступали перед каждым концертом.
За два года ансамбль Дунаевского объехал весь Урал, Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию, побывал в 154 городах и крупных населенных пунктах, дав 615 концертов. В конце 1941 г. артисты прибыли на дальневосточную землю, объехав за время гастролей самые отдаленные уголки. В Хабаровске концерты проходили в феврале-марте 1942 г. в театре Дома Красной армии. Вспоминая о дальневосточных гастролях, Дунаевский писал, что побывали они тогда «во Владивостоке, на Сучане, в бухте Находка и Ворошилове, Комсомольске-на-Амуре», выступали перед тружениками тыла и военными в частях Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Говоря о зрителях, композитор отмечал, что и в «больших помещениях Дома Красной армии, Флота или в маленьких клубах пограничных застав» коллектив встречал «замечательную аудиторию», людей, «жадно впитывающих культуру», которые «всё, что получают от жизни, переплавляют в себе в железную волю», и это проявляется «в подвигах во славу Родины».
За всё время войны Дунаевский сочинил не менее ста музыкальных произведений, включая несколько десятков песен, две большие кантаты и многочисленные обработки народных мелодий – русских, украинских, белорусских, чешских, норвежских, французских, английских, американских. Среди многих песен времён войны, особое место заняла песня «Моя Москва», написанная в 1942 году (ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы).
С 1945 года жил в Москве. В 1947 году была написана музыка к фильму «Весна» и оперетте «Вольный ветер». В 1949 году композитор пишет для фильма кинорежиссёра Ивана Пырьева «Кубанские казаки».
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, Исаак Дунаевский удостоен звания народного артиста РСФСР. Однако в своем творчестве композитор часто сталкивался с ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
Исаак Осипович умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма.
Великий композитор обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки.
Безграничную гордость испытывает художник, когда его творчество нужно современникам. Время показало, что песни Дунаевского были нужны не только его современникам. Его песни живут и сегодня, став песнями наших дней.
В статье использована литература:
1. Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма. – М. «Искусство», 1987.
2. Дальневосточные гастроли Исаака Дунаевского // Словесница искусств: региональный культурно-просветительский журнал. – 2017. – №1 (39).
3. Корганов Г., Фролов И. Кино и музыка. – М.: Искусство, 1964.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 16 марта, 2020 [02:13]