В июне 1942 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович приезжал в Челябинск из Куйбышева (где прошла премьера его Седьмой «Ленинградской» симфонии) по приглашению артистов Московского академического Малого театра, бывших здесь в эвакуации. 9 октября 1942 г. состоялась премьера симфонии в Челябинске.
22 июня 1941 года застало Дмитрия Шостаковича в Ленинграде. Подав три заявления о приёме добровольцем в Красную Армию, Дмитрий Дмитриевич на каждое получил в ответ предложение, эвакуироваться, которые решительно отклонил. Седьмая симфония писалась в труднейших условиях. Впервые дни войны Ленинград стал фронтом, а вся творческая интеллигенция города оказалась на передовой. Артисты, музыканты, литераторы, музейные работники не сменили гражданской одежды на военную форму, но своей деятельностью изо дня в день выражали верность Родине, народу. Вместе с профессурой и студентами Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович выезжал за город на рытьё окопов, затем как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории, принимал активное участие в работе «оборонной секции» Ленинградского отделения Союза композиторов. Несмотря на то, что вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, жизнь в городе продолжалась: в Ленинградском отделении Союза композиторов прошло очередное заседание «Оборонной секции», театр музыкальной комедии показал спектакль «Летучая мышь». А 14 сентября вечером в Большом зале филармонии Дмитрий Дмитриевич играл в концерте, весь сбор от которого пошёл в Фонд обороны страны.
В то же время, к концу сентября, в окружённом Ленинграде, подвергавшемся систематическим артиллерийским обстрелам и воздушным налётам, были закончены первые три части симфонии.
Симфония была завершена в городе Куйбышеве 27 декабря 1941 года. Там же 5 марта 1942 года она была впервые исполнена симфоническим оркестром Большого театра СССР под управлением С. Самосуда. Началось её триумфальное шествие по городам: в марте она прозвучала в Москве, в июне – в Ташкенте, в июле – в Новосибирске, а 9 августа – в осаждённом Ленинграде.
В Челябинск Дмитрий Шостакович приехал в июне 1942 года по приглашению артистов Московского академического Малого театра, бывших здесь в эвакуации с осени 1941 года. В театре было много друзей композитора.
На встрече с актёрами Малого театра Дмитрий Дмитриевич рассказал, как он начал создавать симфонию в блокадном Ленинграде, как стремился быстрее закончить её, несмотря на то, что ежедневно происходили налёты немецкой авиации. Композитор поделился с собеседниками подробностями событий, когда пришлось выехать в Куйбышев, где неожиданно была потеряна партитура трёх уже написанных частей, но по счастливой случайности вскоре была найдена.
Другая встреча Д. Д. Шостаковича с челябинцами состоялась у танкостроителей на знаменитом Кировском заводе, где трудилось много его земляков. В июне 1942 г. Дмитрий Шостакович посетил редакцию газеты «Челябинский рабочий» и рассказал о своём восприятии того, насколько популярным стало написанное им произведение, посвящённое героическому Ленинграду: «Я не думал, что симфония, рассчитанная на большие оркестры, будет исполняться в военное время. Я был поражён, что советское государство, отягощённое заботами войны, уделило такое внимание моему произведению. Симфония исполнялась в Куйбышеве и Москве, теперь я еду в Новосибирск, где её будет разучивать оркестр родной мне Ленинградской филармонии под руководством дирижёра Мравинского. В Америке и Англии дирижёры Л. Стоковский и Д. Скарлатти уже приступили к изучению партитуры 7-й симфонии», – писала газета «Челябинский рабочий» 26 июня 1942 года.
9 октября 1942 года состоялось исполнение Седьмой симфонии Государственным симфоническим оркестром СССР в Челябинске (дирижер Н. Г. Рахлин). На это исполнение музыкального произведения откликнулась и периодическая печать. В газете «Челябинский рабочий» можно было прочитать следующие впечатления челябинских слушателей: «Седьмая симфония Шостаковича! С каким волнением ждали исполнения этого произведения. Из газет и радиопередач мы знали о том восторженном приёме, какой вызывает симфония у советских слушателей и за границей, в том числе у таких мировых дирижеров, как А. Тосканини, Л. Стоковский, С. Кусевицкий. И всё же то, что мы услышали в театре имени Цвиллинга, превзошло все наши ожидания. С самого начала симфония захватывает слушателей мужественной мелодией, создающей образ великого народа…» («Челябинский рабочий» от 10 октября 1942).
Зрительный зал аплодировал, а ключом к пониманию музыкального произведения стали слова самого композитора, написавшего музыкальное произведение: «Симфония сочинена мной в моём родном городе Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, по городу била вражеская артиллерия. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя этого мы ведём жестокую борьбу».
В 1942 г. за Седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович был удостоен Государственной премии СССР, ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1943 г. Американский институт искусств и литературы избрал его почётным членом. Это положило начало всемирного признания и славы творчества Д. Д. Шостаковича.
Литература:
– Все средства искусства – на борьбу с врагом: композитор Д. Шостакович и Эмиль Гилельс в редакции газеты «Челябинский рабочий» // Челябинский рабочий. – 1942. – 26 июня
– Егурная И. С. Шостакович Дмитрий Дмитриевич // Челябинск: энциклопедия / сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, 2001.
– Черняк М. Симфония мужества и геройства // Челябинский рабочий. – 1942. – 10 октября.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 08 мая, 2020 [02:56]