Детский фильм военного времени «Жила-была девочка» появился на советских экранах в 1944 году.

Ленинградский сценарист и кинокритик Владимир Владимирович Недоброво первую, самую страшную блокадную зиму пережил в своём родном городе. Над сценарием «Жила-была девочка» Недоброво работал в конце 1942-го – начале 1943 года. И основной вопрос, на который он хотел ответить своим произведением, кинодраматург в дневнике формулирует так: «Почему вместо того, чтобы играть в куклы или лепить из песка пироги, ребёнок семи лет идёт строить дзот?» «Надо показать, как обстоятельства вынуждают Настеньку заниматься тем, чем ребёнок вовсе заниматься не должен, – продолжает свою мысль Недоброво. – (...) враг наш виновник того, что дети наши вынуждены заниматься такими делами, это не их дело, но у них хватает на это сил, ибо мы воспитали их не для праздности». «А наши люди, – подчеркивает в дневнике автор сценария, – не умиляются деловитости младенца, а стараются по мере сил воротить ему его ребячьи ощущения, но это не всегда им удается – из-за войны».

13 апреля 1943 г. состоялось обсуждение киносценария «Жила-была девочка» на заседании редколлегии сценарной студии Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. «Вещь честная в высшей степени, и людям, которые наблюдали Ленинград, понятная», – охарактеризовал произведение С. Герасимов. Афористично и метко высказался Ю. Юзовский: «Факт существования Настеньки – это есть такая вера в победу, что если вы покажете, как отряд наших бойцов завоёвывает дивизию, то это будет менее убедительно, чем факт существования этой девочки как моральной силы советского народа».

Практически работа над фильмом началась осенью 1943 г., когда Комитет по делам кинематографии поручил съёмку режиссёру Виктору Эйсымонту.

Кинофильм «Жила-была девочка» вышел на экраны страны 18 декабря 1944 года. Основная часть его была создана в Душанбе, куда в годы войны была эвакуирована студия «Союздетфильм», однако зимнюю натуру удалось отснять в Ленинграде, в феврале – марте 1944 г., после освобождения города из блокадного кольца.

Роли в фильме исполнили: Нина Иванова (Настенька), Наталья Защипина (Катя), Ада Войцик (мать Настеньки), Александр Лариков (Макар Иванович), Вера Алтайская (мать Кати), Лидия Штыкан (Тоня), Николай Корн (отец Настеньки), Елена Кириллова (Степанида).

Картина повествует о советских детях, выдержавших наравне со взрослыми суровые испытания Великой Отечественной войны.

В Ленинграде, осаждённом фашистскими полчищами, живёт восьмилетняя девочка Настенька. Маленькая ленинградка стойко переносит все тяготы блокады, помогая матери, работающей на военном заводе, вести несложное домашнее хозяйство. Наступает суровая блокадная зима. 

Мать девочки тяжело заболевает. От отца с фронта долго нет писем. Но Настенька не теряет мужества. Сквозь пургу и метель тащит она через весь город ведёрко невской воды, чтобы согреть чай для ослабевшей матери.

Какой радостью озаряется её похудевшее личико, когда она узнает об увеличении хлебного пайка, – теперь-то мама поправится! Но страшное несчастье обрушивается на девочку: не выдержав тягот блокады, умирает мать.

Настенька попадает в детский дом. Заботой и лаской окружают её люди, и снова на лице ребёнка появляется улыбка. Наступает весна.

Вместе с подружкой из детского дома, пятилетней Катей, Настенька отправляется навестить свою родную улицу, посмотреть на свой дом.

Эпизод весеннего Ленинграда – один из самых поэтических в фильме. Огромные льдины, плывущие по Неве, мокрые блестящие сосульки, свежая, оттаявшая земля – вся ожившая природа дышит новой силой. Две маленькие ленинградки с бурной радостью прибегают к своему старому дому. Враг ещё обстреливает город, но в сердцах людей уже живёт надежда на скорое освобождение от блокады. Но здесь осколок фашистской бомбы настигает девочку. Вернувшийся с фронта отец находит Настеньку в детском госпитале.

В день освобождения города от фашистской блокады мы видим счастливое, смеющееся лицо маленькой девочки из Ленинграда, освещённое ярким светом победного салюта. Счастливый финал: дети остались живы, блокаду прорвали, в Ленинграде – салют. Прыгает и хлопает в ладоши маленькая Катенька. А Настенька – грустит. Воскреснув, город не станет таким, каким был прежде.

«Перед нами живые, правдивые образы. Киноповесть В. Недоброво – плод пристальных и чутких писательских наблюдений, – автор «жил-был» в ту пору в Ленинграде вместе со своими героями. Сжимая Ленинград в тисках блокады, расстреливая город из орудий, Гитлер стремился уморить голодом, истребить детей героического города. Он хотел погасить улыбку ребёнка, отнять его детство. Но такова природа советского человека – и взрослого, и подростка: испытание не ослабляет, а закаляет его волю. Героиня фильма Настенька не по летам взрослеет в осаждённом Ленинграде. Суровые испытания научили её не плакать, не жаловаться», – скажет в 1945 году русский сценарист Олег Леонидов.

«В фильме обращаются не к слезам зрителя, которые очень легко здесь вызвать, а к тонким и сложным чувствам, к большому душевному миру. Образ девочки сделан чисто и бережно. Режиссёр не требует от зрителя немедленного восхищения девочкой, не взывает к нему, не пугает ужасами. Мягко в покойной манере он показывает простого ленинградского ребёнка и его судьбу», – напишет в газете «Известия» от 20 декабря 1944 года советская писательница и журналистка Татьяна Тэсс.

В фильме был воплощен суровый облик города-героя: разрушенные артиллерийским обстрелом дома, плакаты, призывающие к защите Ленинграда, женщины в ватниках, идущие за водой на Неву и строящие дзоты. И рядом голодные дети, лепящие из песка пирожные и мечтающие о настоящих пирожных, которые «съел Гитлер». Борющийся Ленинград изображен в картине «Жила-была девочка» с точностью, возможной лишь тогда, когда произведение создаётся непосредственно вслед за событиями. Впечатление документальности усиливается и удачно выбранной натурой зимнего Ленинграда, и самой манерой съёмок.

«В образах девочек нет сентиментальности. Режиссёр В. Эйсымонт не допустил ни единой слезливой ноты, ни единого дешёвого эффекта. Весь фильм дышит мужеством», – писали о фильме кинокритики. 

Рассказ о детях вышел за пределы детского кино. Картину с большим интересом смотрели и смотрят взрослые зрители.

«Жила-была девочка» – суровый обвинительный акт против войны. Это фильм о мире – он обращён не только к прошлому, но и к будущему.

На VII Венецианском международном кинофестивале (1946) фильму присуждена Латунная медаль.

 

Литература:
– Гинзбург С. Художественные фильмы о борьбе советского народа против фашистских захватчиков // Очерки истории советского кино. Т. 2. – М.: Искусство, 1959.
– Долинский И. Детское кино // Очерки истории советского кино. Т. 3. – М.: Искусство, 1961.
– Кассиль Л. «Жила-была девочка» // Комсомольская правда. – 24 декабря 1944.
– Ковалова А. Кино в Петербурге. Петербург в кино // Сеанс. – 9 июля 2011. https://seance.ru/articles/petersburg-in-cinema/
– Леонидов О. Киноповесть о детях Ленинграда // Советское искусство. – 1945, 9 января.
– Лисицина А. Жила-была девочка. К истории создания // Проект «Чапаев» https://chapaev.media/films/208
– Недоброво В. Жила-была девочка. Сценарий // У стен Ленинграда. – Л.: Искусство, 1984.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– Тэсс Т. «Жила-была девочка» // Известия. 1944. 20 декабря.


Фото из открытых источников

Дата публикации: 15 июля, 2020 [04:09]
Дата изменения: 15 июля, 2020 [04:11]