Мелодрама «В шесть часов вечера после войны» была снята и вышла на экраны в 1944 году. Фильм рассказывал о советской молодёжи, пронёсшей через испытания войны преданность Родине, верность и любовь к близким и друзьям.
Картина поставлена известным режиссёром И. Пырьевым по сценарию В. Гусева.
За музыкальное оформление фильма отвечал композитор Т. Хренников.
«Шёл 1943 год. Я был в Москве, вдруг звонит Пырьев и говорит: «Тихон, я тебе сейчас пришлю новый сценарий Виктора Гусева!» Он прислал, я прочитал и обалдел. Вокруг война в самом разгаре, а тут все эти эпопеи, связанные с любовью, конец войны и встреча героев на Кремлёвском мосту. Съёмки фильма «В шесть часов вечера после войны» проходили в полуразрушенных, нетопленых павильонах «Мосфильма». Из-за нехватки помещений часто по ночам. Но работали вдохновенно, веря в неминуемый и скорый конец войны», – пишет в воспоминаниях Тихон Хренников.
Главные роли в картине исполнили: Марина Ладынина (Варя Панкова), Евгений Самойлов (лейтенант Кудряшов), Иван Любезнов (лейтенант Демидов), Ариадна Лысак (Феня, подруга Вари), Елена Савицкая (тётя Катя, управдом).
Действие фильма происходит в грозные дни 1941 года. Артиллерист Василий Кудряшов знакомится с молоденькой москвичкой, воспитательницей детского сада «тётей Варей». Скоро Василий понимает, что он полюбил эту простую, смелую девушку.
Много месяцев ведут они тёплую дружескую переписку, доверчиво делясь друге другом своими заботами и мечтами, пока в одном из сражений лейтенант Кудряшов не получает тяжёлого ранения, лишившего его ноги. Василий, не желая быть обузой любимой девушке, решает навсегда расстаться с Варей. Но скоро душевный кризис проходит. Василий снова обретает уверенность в своих силах, находит свое место в общенародном деле защиты Родины. Встречаются и вновь расстаются. Варя, ставшая зенитчицей, и Кудряшов на фронтах Отечественной войны. Всякий раз они напоминают друг другу о близкой встрече в Москве, у Кремля, в шесть часов вечера после войны. Наступает долгожданный День Победы. Радостные москвичи спешат в назначенный час к заветному месту. Встречаются и Василий с Варей. Торжественно звучат кремлевские куранты, возвещая первый день мира.
Никто не представлял себе, как будет «после войны». «За год до победы Пырьев то ли предвидел, то ли написал сценарий первого послевоенного вечера. Сейчас это кажется невероятным, но в фильме этот вечер – майский. И героиня держит в руках букетик белой сирени. И встречаются влюблённые на Большом Каменном мосту, где вечером 9 мая 1945 года, действительно, случилось столпотворение и великое народное гуляние. И салют в фильме так похож, на реальный салют, который прогремел над Москвой год спустя», –отметят позже кинокритики.
Фильм стал всенародно любимым, а песни Тихона Хренникова запела страна. Кстати, одна из них – «Марш артиллеристов» – в разные эпохи пелась по-разному: строчку «Артиллеристы, Сталин дал приказ» в 1954 году поменяли на «Артиллеристы, точный дан приказ». И потом вокруг этой строчки кипели нешуточные страсти – её то убирали, то возвращали на место.
В 1946 году картина была удостоена Сталинской премии II степени.
«Может нравиться или не нравиться картина Пырьева. Но художник поставил перед собой задачи неожиданные и огромной трудности. На материале войны, всегда трагическом, Пырьев поставил лирический музыкальный фильм в особом, только ему присущем жанре. И отклик народа на этот фильм – лучшее доказательство тому, что смелость побеждает не только в бою, но и в искусстве», – высказался о фильме советский режиссёр Лев Арнштам на творческой конференции в феврале1945 года.
Из воспоминаний Тихона Хренникова: «Первый раз «В шесть часов вечера после войны» я увидел на фронте. Трудно передать реакцию людей. Вы не можете себе представить, как все были потрясены картиной. Идёт война, завтра бойцы пойдут в бой за Берлин, а сегодня они видят на экране Салют Победы над Красной площадью. Безусловно, это давало дополнительный стимул к скорейшему окончанию войны, к проявлению героизма. И все восхищались Ладыниной! Действительно, она блестяще сыграла в этой картине».
Когда картина с невероятным успехом прошла по экранам, сотни людей назначали свидания на Большом Каменном мосту в шесть часов вечера. Марина Ладынина – и до этого знаменитая актриса – стала национальной героиней. Её боготворили, ей подражали, девчонки стремились быть на неё похожи.
Кстати, выражение «В шесть часов вечера после войны» впервые использовал чешский писатель Ярослав Гашек в своём романе «Похождения бравого солдата Швейка во время первой мировой войны», вышедшем в 1923 году. Главный герой книги, солдат Швейк и его приятель сапёр Водичка еще до начала боевых действий договариваются о встрече в трактире «У чаши» в шесть часов вечера после войны. Для советских людей эта фраза стала крылатой и наполненной особым смыслом. Фильм о победе вышел во время войны в 1944 году. Многие солдаты назначали своим возлюбленным встречу на Каменном мосту. Там же, где встретились герои в финале фильма. В 6 часов вечера после войны…
Литература:
– В 6 часов вечера после войны // Портал «Культура.РФ»
– История и теория кино / Авт.-сост. Н.П. Соколова; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007.
– Итоги работы советской художественной кинематографии за 1944 год. Из стенограммы Творческой конференции Дома кино 13-15 февраля 1945 г. // История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л.М. Будяк. Авт.-сост. А.С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С.М. Ишевская, B.C. Левитова. – М., 2011.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– Хренников Т. Это был талантливейший человек! // Литературная газета. – 2004. – № 18.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 12 августа, 2020 [02:05]