Фильм «Великий перелом» снял режиссёр Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента повествует об участниках Сталинградской битвы в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне, о превосходстве советской военной науки над немецко-фашистской стратегией и героизме Советской Армии. 

Картина поставлена при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. 

Великая Отечественная война. Немецкое командование, подтянув огромные силы, начинает штурм легендарного русского города на Волге. Ценой неисчислимых потерь врагу удается оттеснить советские войска к реке. Командующий фронтом генерал Виноградов предлагает в силу стратегических соображений сдать город немцам. Но приказ, отданный Верховным главнокомандованием новому командующему фронтом генералу Муравьёву, гласит: город не сдавать, готовиться к разгрому фашистских войск. Идут дни героической обороны волжской твердыни. Враг бросает в непрерывные атаки всё новые и новые силы. Редеют ряды защитников города. Но как ни тяжело положение, генерал Муравьёв не даёт из резервов ни одного солдата, ни одного танка. Своего старого друга генерала Кривенко, требующего немедленной контратаки немецких войск, Муравьёв заменяет крупнейшим военным специалистом по фортификационным сооружениям генералом Пантелеевым. Армейская разведка сообщает о часе и дне последнего, решительного наступления фашистских войск. Муравьёв принимает смелое решение – ослабить противника, выпустив по скоплениям его войск, готовых к атаке, весь запас снарядов артиллерии фронта Шквал советской артиллерии обрушивается на врага. Гремят последние залпы, наступают минуты тишины и тревожного ожидания; начнут атаку немецкие войска, вдвое ослабленные нашим артогнём, или отложат своё наступление? Расчёт генерала Муравьёва оказывается точным. Немецкая военная машина уже не может остановить своего разбега: фашисты идут в наступление. Навстречу им поднимаются цепи советских войск. Мощной контратакой советские воины опрокидывают врага и устремляются вперёд. В бой вводятся резервы Ставки и накопленные резервы фронта. Муравьёв, осуществляя план Верховного главнокомандования, проводит блестящую операцию по окружению огромной массы немецких войск. Оборона города завершается победой Советской Армии. 

Мысль о создании фильма, посвящённого образу советского полководца, возникла у режиссёра Фридриха Эрмлера ещё в феврале 1942 года. Первоначально создателям казалось, что они взялись за невыполнимую задачу.

«Разгром немцев под Москвой – вот первый толчок для возникновения нашего замысла. Но эта первая великая победа казалась тогда чудом; подробности, тайные пружины событий были ещё неизвестны, непонятны. Впереди были долгие месяцы тяжёлой летней кампании 1942 года, которая опрокинула многие представления о войне и военном искусстве. Мы только начали запоминать первые имена ныне прославленных маршалов; многие из них тогда ещё командовали армиями. Наивно было тогда ставить перед собой такую задачу, и всё-таки в общее для всех переживание событий войны эта задача внесла напряжённое внимание и настороженность художника, ищущего ответа на свою тему», – писал о фильме режиссёр.

Натурные съёмки фильма «Великий перелом» происходили в Прибалтике в расположении Ленинградского фронта. Кинолента запечатлела подлинную фронтовую обстановку, реальных людей и фронтовую технику. «Непрерывный взаимный контроль продолжался до конца работы, – рассказывал Ф. Эрмлер. –  Режиссёр, прислушиваясь к автору, переснимал целые эпизоды. Автор уже во время съёмок заново переписал треть сценария. По шутливому замечанию одного из товарищей, мы «мучились друг об друга» и только потому смогли довести до конца эту очень тяжёлую работу».

Фридрих Эрмлер был буквально одержим съёмочным процессом. В. Венгеров вспоминал: «В нём был такой неисчерпаемый запас энергии, что часто в его поступках проскальзывала какая-то мальчишеская самоуверенность. Иногда желание доказать и показать, как он всё умеет, его даже подводило. Так на съёмках «Великого перелома», в городе Елгаве, он сел за руль прикреплённого к нашей группе «виллиса», чтобы продемонстрировать шофёрское умение. Он так рванул машину с места, что я разбил нос о планку, придерживающую тент над машиной. Эрмлер долго извинялся. Но, чувствовалось, больше всего его огорчило, что он не такой уж мастер вождения, как это ему представлялось. А через день он так же сел за штурвал самолёта и сам хотел поднять его в воздух. Сидел, расспрашивал лётчиков, куда что крутить, а те, видя, что он большой начальник и разбирается в технике, подробно ему объясняли. Не знаю, поднял бы он самолёт или нет, но его помощники и друзья буквально силой вытащили его из кабины».

Нелегко на съёмках приходилось актёрам. Роли были загружены большим количеством военно-профессиональных диалогов. Командующего фронтом генерал-полковника Муравьёва сыграл Михаил Державин ст., начальника штаба фронта генерал-полковника Виноградова – Пётр Андриевский.

Также в фильме снимались Юрий Толубеев, Андрей Абрикосов, Александр Зражевский, Николай Корн, Владимир Марьев, Павел Волков и Марк Бернес в роли Минутки – шофёра командующего.

Картина удостоилась Сталинской премии I степени в 1946 году. На I Международном кинофестивале в Каннах фильму присудили национальную премию за лучший фильм каждой страны и приз Общества авторов и драматических композиторов за лучший сценарий.

 

Литература:

– Венгеров В. Он всем нам много дал // Фридрих Эрмлер: Документы, статьи, воспоминания. – Л.: Искусство, 1974.

– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.

– Эрмлер Ф., Чирсков Б. Как мы работали над фильмом // Искусство кино. – 1946. – № 1.

 

Фото из открытых источников

Дата публикации: 11 ноября, 2020 [01:57]
Дата изменения: 11 ноября, 2020 [01:59]