Боевой киносборник № 12

В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, музыкальные номера и короткометражки.

«На третий день войны мне позвонил директор киностудии «Ленфильм» и сообщил, что творческие работники студии предлагают новую мобильную форму создания художественных кинопроизведений на военные темы – снимать небольшие новеллы и объединять их в киносборники, – запишет в воспоминаниях Иван Григорьевич Большаков, на тот момент председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.  – Я сразу же одобрил инициативу «ленфильмовцев». Почин ленинградцев горячо поддержали киноработники Москвы. Через месяц были готовы два первых киносборника, а всего их было создано четырнадцать».

Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Леонид Трауберг и Григорий Козинцев, а снимала команда режиссёров во главе с Сергеем Герасимовым.

К съёмкам в новеллах киносборников привлекали любимых героев 30-х годов: Бориса Чиркова, Зою Фёдорову, Фаину Раневскую, Любовь Орлову и других.

«В БКС смонтировали старые кадры из фильма «Юность Максима» с новыми съёмками Чиркова, который напутствовал солдат на бой. Это потрясающе работало. Снимали фильмы-концерты. Все популярные актёры для фронта пели и плясали – Русланова, которую все обожали, Уланова, Лемешев.

Это всё, кстати, было своего рода оружием. Потому что, например, ария Ленского в исполнении Лемешева людей вдохновляла не меньше, чем «Вставай, страна огромная», потому что люди понимали, что они защищают», – отмечает историк кино Наум Клейман.

Короткометражки для БКС снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.

Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединённую киностудию (ЦОКС).

«Благодаря помощи местных партийных и советских организаций и энергии киноработников «Мосфильма» и «Ленфильма» в Алма-Ате к концу 1941 года была организована новая большая киностудия. Помимо основного помещения, студии было передано здание кинотеатра «Алатау». Здесь, в Алма-Ате, были собраны главные силы советской кинематографии», – рассказывает Иван Большаков.

В 1942 году в Алма-Ате вышел боевой киносборник № 12, посвящённый детям.

Режиссёром первой новеллы «Сын бойца» выступила Вера Строева. Авторы сценария: Сергей Михалков, Иосиф Прут (при участии Габита Мусрепова), оператор: Семен Шейнин.

В ролях: Олег Жаков (Воробьёв, снайпер), Капан Бадыров (Айманов, боец), Евгений Немченко (лейтенант Кротов), Лариса Емельянцева (молодая мать).

В первом эпизоде мы видим, как на одном участке фронта наступающие гитлеровцы гонят впереди себя группу советских женщин и детей, лишая возможности наших бойцов вести огонь по противнику. Молодая женщина с грудным ребёнком на руках, объятая ненавистью к врагу, призывает бойцов стрелять.

Пуля фашистского автомата обрывает её жизнь. Но подлая хитрость не помогает врагу – советские воины открывают огонь с флангов. Женщинам и детям удаётся добежать до наших окопов. И только оставшийся невредимым ребёнок продолжает лежать рядом с убитой матерью. За ним посылают бойца, но пуля прерывает путь красноармейца. И лишь другому отважному воину удаётся спасти младенца. 

По просьбе бойца, выразившего желание усыновить сироту, ребёнок отправлен в тыл к его родным.

Вторая новелла «Ванька» рассказывает о двух подростках – Ване и Тане, родители которых были убиты фашистами. Дети решают присоединиться к партизанам, чтобы отомстить врагам. Однако, в последний момент Ваня, струсив, убегает назад в деревню. Таня же, переодевшись в костюм мальчика, который она снимает с огородного чучела, добирается до леса. Опасаясь, что её, как девочку, не примут в отряд, Таня, называет себя именем брата.

Командир отряда отправляет «мальчугана» на кухню в помощь старику повару. Во время одной из операций «Ванька» тайком увязывается за отрядом. Незаметно пробравшись в немецкую комендатуру, девочка поднимает там панику. Это способствует удачному исходу боя. Вместе с партизанами в лес приходит и настоящий Ванька.

Таню «разоблачают», но за проявленную девочкой храбрость её оставляют в отряде.

В фильме снимались: Янина Жеймо (Танька), Юрий Боголюбов (Ванька), Михаил Жаров (дед), Борис Блинов (командир партизанского отряда), Николай Черкасов (Сафронов), Константин Сорокин (денщик).

Анонс кинопоказа был опубликован в газете «Вечерняя Москва» 29 августа 1942 года.

«Боевой киносборник» в те дни можно было увидеть в столичных кинотеатрах «Ударник», «Родина», «Динамо», в Центральном доме культуры железнодорожников и Дворце культуры имени Сталина.


Литература:
– Афиша. Театры, парки, кино // «Вечерняя Москва», 29 августа1942. 
– Зак М.Е. Фильмы о Великой Отечественной войне. – М.: Знание, 1978.
– Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев // ТАСС, 28 апреля 2015
– Кино для Победы // Портал Культура.РФ
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– «Съёмки не прекращались ни на один день». Из воспоминаний И.Г. Большакова // История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л.М. Будяк. – М., 2011.

 

Фото из открытых источников

Дата публикации: 06 июля, 2020 [12:10]
Дата изменения: 06 июля, 2020 [12:21]