Фильм «Судьба человека» по одноимённому рассказу Михаила Шолохова был дебютной работой Сергея Бондарчука, после которого о нём заговорили как о режиссёре с большим будущим.
Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», опубликованная на рубеже 1956-1957 годов в газете «Правда», вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным и положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которых ещё несколько лет назад в СССР считали бы врагами народа. Сергей Бондарчук прочитал повесть на одном дыхании и понял, что его мечта – экранизировать её. Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение этого образа не совпадет с видением режиссёра, тогда-то он и решил, что режиссёром будет сам.
За помощью в написании сценария Бондарчук решил обратиться к самому Шолохову. Сначала писатель с сомнением отнесся к этой идее, да и в Бондарчуке он не видел своего героя, но когда начались съемки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов придирчиво правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, не раз появлялся на съемочной площадке и фактически был основным консультантом съёмочного процесса.
История о шофёре Соколове, который во время войны попал в плен, прошёл через концлагерь, потерял всю семью, но сохранил доброе сердце и способность любить, производила неизгладимое впечатление и на читателей, и на зрителей.
Основных актёров подобрали быстро, сложности возникли только с мальчиком на роль усыновлённого Соколовым сироты. После долгих проб Бондарчук отправился в кинотеатр на детский сеанс и начал присматриваться к детям. Переговорив там же в кинотеатре с отцом шустрого пятилетнего Павлика Борискина, режиссёр получил разрешение снимать мальчика в драме.
Целый год шла работа над фильмом. Какие-то эпизоды снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской, родины Шолохова, например, сцену встречи Соколова с Ванечкой; эпизоды довоенной жизни главного героя были сняты в Воронеже; прочие эпизоды снимались в Тамбове, в каменоломнях Ростовской области, где воссоздали быт фашистского концлагеря; эшелоны с пленными прибывали на вокзал Калининграда, а центральная сцена психологического поединка Соколова и Мюллера была снята в павильоне «Мосфильма».
Сцена поединка Соколова и Мюллера является кульминационной. Лагерфюрер вызывает к себе Соколова с целью не просто его расстрелять, а морально раздавить. Он наливает ему стакан водки и предлагает перед смертью выпить за победу германского оружия. Критик Виталий Трояновский отмечает: «Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив ещё одного русского, он может как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причём ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника». На предложение коменданта Соколов отвечает: «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий». О том, какой Соколов «непьющий» зритель уже знает по ходу фильма, и уже эта фраза возвышает его над смертью. Тогда Мюллер предлагает выпить Соколову за его погибель. Тот выпивает полный стакан и на предложение закусить произносит фразу, которая впоследствии становится крылатой: «Я после первого стакана не закусываю». Затем следует второй стакан водки. Ошеломленный комендант смотрит на возвышающегося над ним спокойного, уверенного человека и понимает, что сам угодил в ту ловушку, которую пытался устроить, и сало с хлебом, вручённые им Соколову, оказываются признанием моральной победы с.
Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, – всё, что осталось от дома и семьи; гибель сына.
Картина вышла в прокат в апреле 1959 года и была встречена невероятным зрительским восторгом: в первый же год проката фильм посмотрели почти 40 миллионов человек.
После премьеры Сергей Бондарчук сразу стал известным режиссёром. Фильм «Судьба человека» получил главный приз на ММКФ 1959 года и ряд призов других международных кинофестивалей, а режиссёр-дебютант получил Ленинскую премию.
Советская критика была в восторге – и от самой картины, и от актерской работы Бондарчука. О фильме писали, что с экрана смотрит на зрителя правда, что она свойственна буквально каждому кадру фильма. Мировая пресса тоже не осталась в долгу, назвав «Судьбу человека» самым сильным, самым великим из того, что было на тот момент снято о войне. Картина получила огромный международный резонанс и способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.
Но заслуга режиссёра была не только в том, что картина качественно удалась. В СССР и в пору оттепели существовали запретные темы, приближаться к которым было опасно: «Как известно, советский солдат, попавший в плен не важно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. Экранизировать рассказ, вернее – тему, было тогда немалой смелостью – то, что было позволено Шолохову, могло быть опасным для режиссёра-дебютанта.
Однако обошлось. Всё-таки это был «фильм активной кинематографической формы, резких выразительных средств» и, хотя в картине уже не было показа обязательного прежде эталонного «представителя народа», в ней со всей очевидностью была заявлена крупномасштабность героя – присутствовала показательная положительная фигура человека большой духовной силы, нравственной крепости и героического темперамента. Как бы то ни было, фильм не только не пожурили, но и наградили Ленинской премией (1960).
В судьбе героя виделась судьба народа, и Бондарчук хотел, раздвинув границы личного, создать обобщенный характер человека, прошедшего через жизненные трудности, вынесшего жестокие унижения, но сохранившего несгибаемую стойкость: масштабы идейной задачи определили ясный и монументальный стиль картины. Фильм-монолог, где всё произошедшее показано через восприятие персонажа, композиционно поданный через простой рассказ Андрея Соколова, изначально был спланирован так, чтобы быть понятным и доступным миллионам людей.
При подготовке статьи использовалась литература:
– Зоркая Н. История советского кино. – СПб: Алетейя, 2005.
– Русина, Ю. А. История советского кино. – М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.
– Соколовская И. «Судьба человека». Заметки о кинематографическом прочтении рассказа М. Шолохова. Молодые режиссеры советского кино. – М., 1962.
– Тюрин Ю. Бондарчук Сергей Федорович. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. – М.: НИИК, 2010.
Фотографии из открытых источников
Дата изменения: 16 апреля, 2020 [01:39]