Кинолента «Секретная миссия» вышла на студии «Мосфильм» в 1950 году. Фильм о советской разведке сняли режиссёр Михаил Ромм и оператор Борис Волчек.
Картина рассказывает о событиях 1945 года. В один из дней, когда Советская Армия громит немецких захватчиков уже на их земле, в Берлин по предварительному договору с рейхсминистром Германии Гиммлером прилетают с секретной миссией из Нью-Йорка сенатор Аллан и представитель бюро стратегической информации Гарви. Узнав об этом, советская разведка даёт задание находящимся в Берлине разведчикам Дементьеву и Марии Глуховой выяснить цель американской миссии. Рискуя жизнью, советские разведчики узнают, что речь идёт о секретной капитуляции немецких войск на западе: хозяевам Уолл-стрита необходимо, чтобы англо-американские войска беспрепятственно прошли через Германию и заняли Польшу, Чехословакию, Австрию, Венгрию прежде, чем там окажутся русские войска. Англичанам, как союзникам, известен срок советского наступления, назначенного на вторую половину января. Об этом сенатор узнает от Черчилля и в свою очередь сообщает гитлеровцам, чтобы заставить фашистское командование перебросить свои дивизии с западного фронта на восток. Но советское командование на основании донесения разведки предупреждает коварные планы и начинает наступление раньше, чем предполагалось. Все оборонительные рубежи противника прорваны за четверо суток. Предчувствуя своё поражение, фашисты передают списки германских шпионов на Балканах в руки американцев. Дементьев после капитуляции Германии находит в условленном месте копии этих списков, сфотографированные отважной разведчицей Марией Глуховой, погибшей на боевом посту.
Роль отважной советской разведчицы, действовавшей в годы войны в самом логове врага, исполнила Елена Кузьмина.
Эта роль «героини без имени», подвига которой никогда никто не узнает, девушки умной, волевой и храброй, ежеминутно рискующей жизнью ради победы своего народа, глубоко волновала артистку. Молчаливая, подтянутая, с неизменной сигаретой в уголке рта, её героиня поначалу представала перед зрителями в гитлеровской форме под псевдонимом Марта.
У неё были стальные, холодные глаза, жестокое и бесстрастное лицо, затаённый темперамент прорывался только в опасной склонности Марты водить машину с бешеной скоростью. Но в фильме есть краткие моменты, когда Марта встречается со своим коллегой по опасному подвигу, другим советским разведчиком. Эти мгновения – единственная для артистки возможность показать подлинное лицо своей героини, раскрыть её истинный духовный мир. Елена Кузьмина прекрасно использует эти немногие кадры. Её лицо словно преображается, глаза светятся усталой и доброй улыбкой. Перед нами – простая, скромная девушка, красивая и ясная душа. И весь смысл нечеловечески трудного подвига героини сразу становится понятен – в царстве мрака и злобы она сражается за счастье людей, за труд и спокойствие на родной земле!
«Немало неприятных минут пришлось пережить мне вместе с Машей – отважной советской разведчицей из фильма М. Ромма «Секретная миссия», – вспоминала Елена Кузьмина. – Тайна разведчицы раскрыта. Сидя за рулём машины, Маша спасается от погони. Автомобиль эсэсовцев всё ближе и ближе. Они стреляют почти в упор. Следы пуль образуют чёткий контур в смотровом стекле машины. Для меня была построена специальная кабина. Я сидела за рулём, слева от меня устроились операторы. А под правой рукой, почти вплотную к «беглянке» расположился стрелок. Правда, это снайпер, он попадает точно в намеченную цель, но ведь он совсем рядом! Меня предупреждают: «Не шевелись!» Отклонишься влево, выйдешь из кадра, вправо – не миновать тебе пули. Заряды холостые, однако вполне было можно остаться без уха! Но как же сыграть всё это, не шелохнувшись?! Я волнуюсь беспрерывно оглядываюсь на преследователей, изо всех сил кручу баранку: на карту поставлена жизнь! Группа охраны труда предусмотрительно покинула площадку. Я вздрагивала от каждого выстрела, а пули, пролетая мимо, задевали мои волосы. Было сделано шесть дублей, прежде чем сняли этот эпизод», – делится подробностями съёмок актриса.
В картине «Секретная миссия», в эпизоде заседания у Круппа режиссёр М. Ромм применил интересный приём круговой панорамы. Сцена тайного совещания немецких промышленников и американского сенатора, которые сидят за круглым столом, снята камерой, установленной в центре стола.
Медленно поворачиваясь вокруг своей оси, она рассматривает собравшихся, начиная с сенатора, произносящего речь. Описав полный круг, камера фиксируется на начальной точке, на кадре с сенатором. Эта круговая панорама придавила кадру особый смысл; она подчеркивала, что всех этих дельцов связывает один общий бизнес. В данном случае панорама как нельзя лучше отражала мысль эпизода.
Министр кинематографии СССР И. Большаков писал о «Секретной миссии»: «Сочетание исторической точности и документальности с художественным вымыслом и обобщениями, вытекающими из подлинных фактов, положенных в основу сценария, благотворно отразились на фильме. … Выход на экраны глубоко правдивого и волнующего фильма вызвал переполох и бешеную злобу в стане поджигателей новой войны. В реакционной буржуазно печати появилась серия опровержений по поводу того, что события, изображённые в картине, якобы не имели места в действительности».
«Секретная миссия» Михаила Ромма ярко заявила о себе и была удостоена Сталинской премии I степени в 1951 году.
Литература:
– Большаков И.Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. – М.: Знание, 1952.
– Кузьмина Е. Некомбинированные съёмки // Советский экран. – 1966. – № 4.
– Ромм М. Беседы о кинорежиссуре. – Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства – Москва, 1975.
– Ромм М. Работа с актёром // Ромм М. Избранные произведения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Искусство, 1982.
– Рудницкий К. Елена Кузьмина// Советский экран. – 1958. – № 15.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
Иллюстрации из открытых источников
Дата изменения: 11 ноября, 2020 [02:13]