Приключенческий фильм «Подвиг разведчика» был снят на Киевской киностудии в первые послевоенные годы. Сценарий ленты написан по мотивам пьесы Михаила Маклярского «Подвиг остаётся неизвестным». В основу сюжета был положен подвиг советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова, действовавшего на оккупированной фашистами территории под псевдонимом Пауль Зиберт. В 1943 году он взял в плен немецкого генерала Макса Ильгена, предотвратив масштабное наступление врага под украинским городом Ровно.

В некоторых деталях история киноразведчика и история Пауля Зиберта – Кузнецова поразительно совпадают. Изначально герой картины, созданный сценаристами М. Блейманом, К. Исаевым и М. Маклярским, не был лицом реальным. Алексей Федотов –собирательный образ. Хотя ключевыми эпизодами его экранной биографии стали подлинные события, рассказанные драматургам разными разведчиками.

В мае 1946 года режиссёр Борис Барнет был командирован в Киев для постановки фильма «Подвиг останется неизвестным». В первый послевоенный год творческий процесс сталкивался с множеством трудностей. Возникали проблемы с реквизитом, гримом, костюмами и декорациями. Сложно было с электроснабжением. Но на съёмки было отведено всего пять месяцев, поэтому коллектив фильма целиком ушёл в съёмочный процесс.

В поисках актёра на главную роль Борис Барнет пришлось приехать из Киева в Москву. Первоначально режиссёр планировал снимать в главной роли одного из своих любимых актёров – Николая Крючкова. До этого он успешно работал с ним на трёх своих картинах, к тому же актёрская проба выявила, по мнению Барнета, сходство Крючкова с разведчиком Николаем Кузнецовым.

Однако мнение худсовета студии было иным, обаяние Крючкова в этой роли сочли несколько жёстким, «комиссарским». Режиссёру посоветовали поискать актёра, в котором твёрдость и мужественность сочетались бы с обаянием мягкости и интеллигентности.

На роль Федотова пробовались многие известные актёры, среди них появилась кандидатура Павла Кадочникова. «Признаться, меня поначалу несколько смутило предложение Барнета попробоваться на роль Федотова, – запишет в воспоминаниях Павел Кадочников. – С Борисом Васильевичем мы встретились после просмотра картины «Иван Грозный». Барнет сделал очень заманчивое предложение – создать на экране образ смелого, мужественного советского разведчика. Справлюсь ли? Ведь до этого почти три года носил боярские ферязи и ходил в «шкуре» Робинзона Крузо. Смогу ли преодолеть ставшие уже почти привычками черты этих персонажей? На роль Алексея Федотова кандидатов было предостаточно. Режиссёр выбрал меня. Пришлось надеть форму майора государственной безопасности, а затем и форму немецкого офицера».

Войти в образ Кадочникову помогли продолжительные беседы с настоящим разведчиком – консультантом кинофильма.

Своеобразного антигероя генерала Кюна сыграл сам Борис Барнет, хотя изначально он не предполагал никого играть, но в процессе осмысления сценария и репетиции некоторых сцен, режиссёр понял, что только он видит образ немецкого генерала так, что картина не превращается в водевильный фарс. Ведь и у худсовета основной претензией к картине был именно образ генерала Кюна, который получился слабым, манерным, наивным, и пленение такого генерала не стоило ни ума, ни крови советского разведчика. Генерал должен был быть умным и сильным воином, настоящим врагом.

Репетиции были продолжительными, похожими на театральные. Барнет принадлежал к тем режиссёрам, которые не позволяют себе выносить на съёмочную площадку не отрепетированных до мельчайших подробностей сцен. Барнет, если это было необходимо, привлекал актёров и к застольному периоду работы. «Сначала разберёмся в логике поведения наших героев, – говорил Борис Васильевич, – а затем уже поищем мизансцену».

Главным оператором картины был Даниил Порфирьевич Демуцкий – классик немого кинематографа, соратник Довженко. Большая часть фильма снималась в декорациях, в павильоне – не только интерьеры, но и пейзажи. Ни в одной картине Барнета не было такого обилия крупных планов.

Фильм богат актёрскими удачами. Корифей украинской сцены и кино Амвросий Бучма с трагедийной силой сыграл роль патриота Лещука. Дмитрий Милютенко создал зловещий образ предателя Бережного. Михаил Романов дал психологически тонкую и острую характеристику генерала фон Руммельсбурга. Интересен Пётр Аржанов в роли фашистского агента Штюбинга. То, что Федотов ведёт единоборство с такими опасными противниками, придаёт особую остроту схватке.

Великолепным даром перевоплощения наделяет своего героя Павел Кадочников. Изображая Эккерта, актёр использовал найденный драматургами приём – «разбросанные» на протяжении всей ленты реплики с двойным смыслом, понятным, естественно, только герою фильма и сидящим в зале зрителям. Когда на дне рождения генерала Кюна именинник поднимал тост «За победу!», и Федотов – Эккерт значительно подчёркивал: «За нашу победу!» – это неизменно вызывало бурю восторгов.

С таким же подтекстом произносится актёром, к примеру, и такая реплика, как «Хорошо. Мы рассчитаемся с вами. Идите», обращённая к предателю Медведеву.

Роль Лизы сыграла Елена Измайлова. Игра актрисы, по мнению киноведов, отличалась чрезвычайной отточенностью и законченностью. «Елена Измайлова чувствовала себя в этой картине совершенно раскованно, вот почему её героиня производила впечатление реальной, живой, а не условной фигуры», – отмечали критики.

В первом эпизоде Лиза появлялась под именем Терезы Губер, маникюрши в шикарном парикмахерском салоне – модная прическа, платье с иголочки, ослепительная улыбка. К ней на конспиративную встречу приходил майор Алексей Федотов, он же коммерсант Генрих Эккерт. Измайлова играет прекрасного, душевного человека. Её героиня вовсе не думает о себе, о грозящей ежеминутно опасности. Она думает о другом, о товарище – об Алексее Федотове, она боится за него, ибо знает – самая трудная, самая ответственная часть задания досталась ему.

Уже к марту 1947 года Барнет был настолько поглощён работой, что почти перестал писать письма домой. Спал по три-четыре часа в сутки, снимал в основном вечером, а день уходил на монтаж. Но когда прозвучали на студии первые слова одобрения, настроение у Барнета заметно повысилось: «Картина получается интересная. Было два просмотра. Был большой успех».

Предчувствия не обманули режиссёра: «Подвиг разведчика» ждал ошеломляющий успех у зрителя, режиссёра – множество поздравительных писем и телеграмм, восторженные рецензии, звания лауреата и заслуженного деятеля искусств Украины.

Фильм вышел на экраны 19 сентября 1947 года, а уже 1 октября «Вечерняя Москва» сообщила, что его посмотрели в Москве свыше одного миллиона зрителей. Игра Павла Кадочникова получила высокую оценку. Отмечали «отсутствие позы и переигрывания», «мягкость и простоту исполнительской манеры, делающей образ Федотова человечным и привлекательным», «строгость и сдержанность» актёрских средств выражения.

Фильм в 1948 году был удостоен Сталинской премии II степени.

«Подвигу разведчика» суждена была редкая судьба – открытие нового жанра в отечественном кино. Овеянный легендой майор Федотов Павла Кадочникова, с которым на экран пришёл герой неизвестной волнующей профессии, породил целую кинематографическую плеяду разведчиков в фильмах последующих десятилетий.

 

Литература:

– Жежеленко М. Павел Кадочников // Актёры советского кино. Вып. 4. – Л.: Искусство, 1968.

– Кадочников П. Истоки подвига разведчика // Кадочников П. Оставайтесь молодыми. – М.: Молодая гвардия, 1988.

– Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов. –  М.: «Вече», 2005.

– Павлова М. Павел Кадочников. М.: Искусство, 1991.

– Подвиг разведчика // Портал Культура.РФ

– Романова Н. Фильм о бесстрашных // Смена. – 26 сентября 1947.

– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.

– Шацилло Д. Елена Измайлова // Актёры советского кино. Вып. 14. – М.: Искусство, 1978.

– Щкерин М. Подвиг разведчика // Труд. – 1 октября 1947.

 

Фото из открытых источников

Дата публикации: 24 сентября, 2020 [04:18]
Дата изменения: 24 сентября, 2020 [04:20]