Пьесу «Парень из нашего города» режиссёр Александр Столпер увидел в театре Ленинского комсомола. Спектакль произвёл на него сильное впечатление, и он решил непременно экранизировать эту вещь. Были написаны новые сцены, продлена биография героя. В конце картины Луконин уже полковник, героически сражается с гитлеровцами. Константин Симонов вспоминал по этому поводу: «Написал я сценарий после приезда с Западного фронта и перед отъездом на Южный – времени у меня было всего неделя. Я кончил его в черновике и уехал на фронт, даже не успев прочитать его. Естественно, что моим друзьям Столперу и Иванову пришлось немало повозиться над этим сценарием, для того чтобы он на этот раз понравился не только самому автору, но и публике, которая смотрит картину».

«Парень из нашего города» был одним из первых художественных фильмов о войне. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда была переведена студия «Мосфильм». Столпер, с его приверженностью к достоверности, очень огорчался, что война «делалась» в далёком тылу, и что сам он к тому времени ни разу не был на фронте.

В Алма-Ату режиссёр приехал уже с готовым сценарием фильма. Через неделю приступили к съёмкам. Проблемы возникали на каждом шагу: не было света, не хватало декораций, постоянно что-то придумывали, приспосабливались, изобретали. Все, начиная от рабочего и кончая директором студии, понимали важность темпа. 

Съёмочной площадкой стал городской парк культуры и отдыха, а переулки Алма-Аты превратились в улочки испанского городка. 

Возникли трудности и с актёрами, так как не все запланированные исполнители смогли приехать в Алма-Ату. Война и тут вносила свои жёсткие коррективы.

Неоднократно на съёмочную площадку приезжал Константин Симонов. «Его дружеские советы необычайно помогли мне, тогда только начинающему режиссёру, – пишет в воспоминаниях Александр Столпер. – Именно с Алма-Аты началась многолетняя дружба с писателем».

Несомненной удачей фильма стал образ Луконина в исполнении Николая Крючкова. 

Сергей Луконин, энергичный, жизнерадостный юноша, мечтает стать танкистом. Его принимают в Омскую танковую школу. Стремясь доказать возможность прохода танков через лёгкие мосты, Луконин идёт на риск Эксперимент не удался. Но воля и настойчивость Сергея покоряют его друзей и начальника школы. Идут годы. Луконин в рядах героически сражающегося народа Испании. Сергей попадает в плен к фашистам. Стойко и мужественно держится он на допросе. Наступает 1941 г. Свой короткий отдых полковник Сергей Луконин проводит на родной Волге в кругу друзей юности. Нападение гитлеровских орд нарушает мирную жизнь советских людей. Луконин снова в танке, громящем фашистские войска. В одном из боев Сергей тяжело ранен. Его доставляют в госпиталь, где хирургом работает друг Луконина, брат его жены Вари, Аркадий Бурмин.

На глазах Сергея от осколка фашистской бомбы Аркадий гибнет. Потрясённый Луконин требует досрочной выписки из госпиталя. Он пробирается в свою часть, окружённую фашистами, и ведёт советские танки на прорыв вражеского кольца. 

Над фильмом работали, забыв про сон и отдых. «Стремление было у всех одинаковое – снять скорее, лучше, а иначе зачем мы здесь? – рассказывает Александр Столпер. – В конце съёмок «Парня из нашего города» я просто поставил кровать в павильоне и две недели не выходил со студии. Поверьте, не было в этом поступке ничего исключительного. У всех нас было какое-то поразительное по силе коллективное ощущение дела, готовность прийти на выручку друг другу в любую минуту». 

Летом 1942 года фильм «Парень из нашего города» был закончен, режиссёры Александр Столпер и Борис Иванов выехали с ним в Москву. Фильм получил одобрение Центрального комитета партии.

В главных ролях снимались: Николай Крючков (Сергей Луконин), Николай Боголюбов (Аркадий Бурмин), Лидия Смирнова (Варя), Николай Мордвинов (Васнецов), Владимир Канделаки (Гулиашвили), Нина Зорская (Женя), Валерий Медведев (Петька), Александр Румнев (переводчик), Пётр Любешкин (Сафонов), Алексей Алексеев (Володя). 

 

Литература:

– Война на экране / Сост. М. Зак, Ю. Михеева. – М.: Материк, 2006.

– Симонов К. Мой первый фильм // Советский экран. – 1985. – № 9.

– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.

– Столпер А. Во имя победы // Советский экран. – 1979. – № 6.

 

Фото из открытых источников

Дата публикации: 14 октября, 2020 [03:36]
Дата изменения: 14 октября, 2020 [03:37]