Фильм «Непокорённые» был снят на Киевской киностудии во время Великой Отечественной войны. 

Летом 1944-го режиссёр Марк Донской уже на пике своей кинематографической славы вернулся в освобождённый Киев. В планах кинематографиста была работа об оккупации – по повести Бориса Горбатова «Непокорённые», опубликованной годом ранее и удостоенной Сталинской премии. Фильм должен был основываться на реальных фактах и свидетельствах и сниматься прямо на месте событий.

Донской был аккредитован в качестве военного корреспондента, что позволило ему свободно передвигаться по Киеву, освобождённому всего несколькими месяцами ранее, и собирать свидетельства очевидцев. Он посетил Бабий Яр, беседовал со свидетелями событий и выжившими, много времени провёл в разговорах с кинооператором Зиновием Роднянским, снимавшим репортаж о жестокости нацистов на месте преступления.

    

Съёмки «Непокорённых» начались в августе, через несколько недель после освобождения лагеря смерти Майданек, и Горбатов, совместно с Донским написавший сценарий, побывал там и опубликовал очерк в «Правде». Этот опыт помог расширить материал сценария. Фильм впервые в отечественном кинематографе обращается к теме Холокоста. 

Кинолента рассказывает о жизни в небольшом украинском городке в годы Великой Отечественной войны. Семья старого кадрового рабочего Тараса Андреевича Яденко из-за болезни его внучки Марийки остаётся на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории.

Тарас уверен, что разыгравшаяся война – явление временное и что приход немцев в город не должен касаться его семьи. Он наказывает домочадцам запастись водой, запереть двери и ставни, решая пересидеть тяжёлое время дома. Но никакие замки не в состоянии огородить семью Тараса от захватчиков.

На биржу труда вызывают сноху Антонину, а затем и самого Тараса. Оккупанты хотят восстановить завод, им нужны специалисты. Но Тарас и его друзья, заслуженные мастера завода, в один голос отвечают немецкому офицеру, что они чернорабочие и завод восстановить не могут. Лишь под конвоем идут мастера выполнять чёрную работу. Тарас становится свидетелем трагической гибели еврейского населения города, расстрелянного фашистами в Бабьем Яру. Семье Яценко удаётся спрятать от гитлеровцев маленькую внучку доктора Арона Давидовича, когда-то лечившего Марийку. Тарас ещё острее и глубже начинает понимать, что он не имеет права отгораживаться от борьбы. 

Презрением наказывает он любимого сына Андрея, бежавшего из немецкого плена и отсиживающегося теперь дома.

Все остальные члены семьи Тараса участвуют в борьбе. Его сын Степан, секретарь горкома партии, руководит подпольной организацией. В её ряды вступает жена Степана, Валя. Младшая дочь Тараса, Настенька, распространяет листовки, её школьный друг Василёк работает по заданию подпольной организации полицаем. Даже маленький внук Тараса, Лёнька, затаив ненависть к оккупантам, припрятал гранату. Вскоре уходит из дому и Андрей, чтобы в борьбе смыть с себя пятно позора. 

Незадолго до освобождения города в дом Яценко приходит большое горе – немцы вешают партизанку Настеньку и угоняют в Германию жену Андрея Антонину. Тараса оставляют силы, но, узнав, что враги уходят из города, он первый бросается преследовать их. 

Вместе с частями Советской Армии в родной город приходят сыновья Тараса. Среди них награжденный боевым орденом Андрей. Тарас и его старые друзья – мастера и рабочие – начинают восстанавливать завод. 

Картину критиковали ещё до выхода на экран. На худсовете Министерства культуры в Москве звучали обвинения в излишнем показе сцен массового насилия. В защиту картины выступил Михаил Ромм. Он сказал, что будет неправильно, если мы ни слова не скажем об уничтожении в Европе трёх с половиной миллионов евреев, и потому фильм следует поддержать. 

Натурные съёмки были закончены в конце октября 1944 года, но в прокат фильм вышел только следующей осенью: премьера в Москве состоялась 15 октября 1945 года, а в Киеве неделей позже, 23 октября. Актёр, сыгравший главного героя Тараса, Амвросий Бучма признавался позже, что это была одна из его самых лучших ролей.

Несмотря на осложнения, пресса в Москве и Киеве восторженно встретила фильм, и его плакаты неделями висели в городах. В Москве его показывали в одиннадцати самых больших кинотеатрах. В полуразрушенном Киеве он первоначально демонстрировался в четырёх кинотеатрах, но через четыре дня их число сократилось, и к 3 ноября фильм исчез из проката. В Москве картина также неожиданно и без всяких объяснений исчезла в конце октября. Одновременно были сняты и рекламные плакаты. Очевидно, поступило специальное распоряжение сверху – покончить с рекламой фильма и убрать его из главных кинотеатров, но без официального запрета. Это случилось вскоре после того, как «Правда» напечатала рецензию на «Непокорённых». Статья, подписанная Героем Советского Союза Сергеем Борзенко, была опубликована 24 октября 1945 года. Борзенко похвалил тему труда в фильме и работу актёра Бучмы, а закончил прямым осуждением Донского за трактовку еврейской темы: «Наши люди шли на смерть, швыряя в палачей камни, а не так покорно и смиренно, как у Донского». 

В следующем, 1946 году, на VII Венецианском международном кинофестивале картине была присуждена Золотая медаль.

В мае 1952 года «Непокоренных» официально изъяли из проката.

 

Литература:

– Зоркая Н. Советский экран. – 1960. – № 16. 

– История советского кино. 1917–1967: В 4 т. – Т. 1 (1917–1931). – М.: Искусство, 1969.

– Садуль Ж. Советское кино // Садуль Ж. (Кино в период войны 1939–1945). – Т. 6. – М., 1963.

– Хикс Дж. Марк Донской и реконструкция Бабьего Яра // Искусство кино. – 2015. – № 3.

 

Фото

Дата публикации: 21 декабря, 2020 [01:36]
Дата изменения: 21 декабря, 2020 [01:36]