Съёмки фильма «Небо Москвы» начались летом 1943 года, уже после Сталинградской битвы, ознаменовавшей коренной перелом в ходе войны, и после крупнейшей в истории войн танковой баталии на курско-белгородских полях, в ходе которой окончательно был сломан хребет немецко-фашистской военной машины. Фронт откатывался к западным границам. Москва салютовала войскам-победителям. Режиссёр Юлий Райзман и оператор Евгений Андриканис приступили к работе над фильмом, повествующем о защитниках московского неба осенью 1941 года.
Одним из создателей картины был Евгений Николаевич Андриканис – фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, специальный военный корреспондент Центральной студии Главкинохроники в действующей Армии.
В 1942–1944 годах он работал оператором фронтовых киногрупп. Позже был отправлен в расположение Воронежского фронта, затем был откомандирован в расположение авиационного полка «Нормандия», состоявшего из французских лётчиков. Евгений Андриканис снимал вылеты самолётов на задания, быт лётчиков их учёбу и досуг. К началу съёмок фильма «Небо Москвы» оператор уже успел зарекомендовать себя одним из лучших в советском кинематографе художников киноизображения. Опыт документальных съёмок на фронте и в авиаполку «Нормандия» помог Евгению Андриканису достоверно воссоздать на экране атмосферу полевого аэродрома.
Сценарий «Небо Москвы» М. Блейман и М. Большинцов написали по мотивам одноимённой пьесы Г. Мдивани. Поводом для создания пьесы послужили реальные события первых военных месяцев, мужество советских людей, их готовность к самопожертвованию во имя выполнения долга перед Родиной.
В главной роли снялся известный в то время Пётр Алейников. Талантливый актёр был взят на эту роль по принципу типажного несоответствия. Он мало походил на профессорского сына, скорей на беспризорника или детдомовца, неуверенного в себе, «не привыкшего» к своему героическому положению. Маленький, худенький, в чёрной шинели, которая придаёт ему вид «ремесленника» или в лётном комбинезоне, который сообщает его фигуре нечто детское, он мается на земле даже рядом с любимой девушкой и стремится в бой, в небо, где, забыв обо всём на свете может предаваться чистейшей страсти – азарту боя, которая составляет его единственное предназначение. На самом деле герой пьесы и фильма Илья Стрельцов повторял в искусстве подвиг Героя Советского Союза Виктора Талалихина, который при обороне воздушных подступов к Москве совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.
Один из исследователей творчества Юлия Райзмана Михаил Зак пишет о картине: «Каждый большой советский фильм – это всегда открытие нового человека, нового героя. Зритель должен узнать, увидеть в его облике черты своего современника, свои собственные черты. Илью Стрельцова зритель узнавал сразу. Да и как же было не узнать Петра Алейникова?! Его безусловное актёрское обаяние, знакомые актёрские повадки легко и просто воспринимались с экрана».
Между тем прототип Ильи Стрельцова в жизни был иным. «Скромный, спокойный, негромогласный, хрупкого сложения, он наглядно опровергал плакатные представления об импозантном внешнем облике, приличествующем героическому персонажу. Оказалось, что настоящий богатырь необязательно должен иметь богатырский вид», – вспоминал о Викторе Талалихине один из участников воздушной обороны Москвы Герой Советского Союза Марк Галлай.
Фильм относит нас в 1941 год. Лейтенант Илья Стрельцов, только что окончивший лётную школу, получает назначение в полк истребителей, охраняющих небо Москвы. Дружная семья лётчиков по-товарищески принимает Стрельцова и внимательно следит за его первыми боевыми успехами. Стрельцов оправдывает надежды своих новых друзей: в первом же воздушном бою он сбивает фашистский самолёт. С тех пор за ним прочно укрепляется ласковое прозвище «Счастливчик». В полку Стрельцов неожиданно встречает товарища своих детских игр, девушку Зою, работающую медсестрой на аэродроме. Илья по-мальчишески ревнует Зою, не понимая ещё, что их любовь выдержала испытание временем. Вскоре лейтенант Стрельцов, участник многочисленных боев с эскадрильями фашистских самолётов, становится опытным лётчиком, по праву носящим славное имя защитника неба Москвы. Во время одного из боевых вылетов Илья таранит своим ястребком самолёт противника – объятый пламенем фашистский бомбардировщик падает на землю.
Стрельцов совершает вынужденную посадку на «ничьей» земле. И здесь, пробираясь к своим, он видит голую, опустошённую землю, выжженную огнём войны. Вернувшись в свой полк, Стрельцов участвует в новых боях с фашистскими самолётами. За проявленное мужество и смелость Илье Стрельцову присваивается звание Героя Советского Союза.
В изобразительном решении фильма постановочные кадры соседствовали с эпизодами, снятыми под хронику. Кадры войны получились с невероятной силой документальной и художественной убедительности. Весьма показательна одна из центральных сцен фильма. ...После тарана немецкого бомбардировщика Стрельцов выбросился с парашютом из горящего самолёта и приземлился за линией фронта. Высокое небо застилает гарь пожарищ. Только что на этой земле закончился бой. У догорающего самолёта, склонив голову, сидит Илья. Неимоверная физическая усталость в его позе. Но надо уходить, двигаться на восток, к своим. Илья поднимается и идёт среди дымящихся развалин, мимо танков и машин с фашистскими крестами, мимо оставленной зенитки, остатков зданий, заграждений, брошенного вооружения. Пустыми глазницами окон взирают на обожжённую землю дома. Словно надгробные памятники на кладбище, стоит лес печных труб. Гарь, трупы, воронки от снарядов... Проход Стрельцова по полю недавнего боя снимался на сталинградской земле. Декораций не строили. Съёмочную площадку подготовила сама война. Создателям фильма оставалось лишь наметить необходимые по фильму мизансцены. Трудно сказать, что более естественно в этой сцене – игра Алейникова или реальность окружающей его героя среды. Документальность фактуры, физическая достоверность места подлинного сражения оказали определенное воздействие и на актёра, который играет своего героя в этой сцене без присущей ему мальчишеской бравады, лихости. Здесь мы видим обессилевшего, усталого, но не сломленного человека.
Главные роли, кроме Петра Алейникова (Илья Стрельцов), в фильме исполнили Нина Мазаева (медсестра Зоя), Николай Боголюбов (подполковник Балашов), Пётр Соболевский (капитан Гончаров), Иван Кузнецов (старший лейтенант Щербина), Евгений Немченко (старший лейтенант Соловьев) и другие.
Литература:
– Высторобец А. Евгений Андриканис. – М.: «Искусство», 1981.
– Зак М. Юлий Райзман. – Москва: Искусство, 1962.
– Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов. – М.: «Вече», 2005.
– Назаренко Е. 100 лет назад родился легендарный артист кино Пётр Алейников // Комсомольская правда.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
Фото МузейЦСДФ и открытые источники
Дата изменения: 19 августа, 2020 [03:41]