«Машенька» – вторая совместная работа сценариста Евгения Габриловича и режиссёра Юлия Райзмана. «Мы хотели сделать один по-настоящему камерный фильм, – писал Евгений Габрилович. – Да, захотелось нам рассказать об одной только девушке, о её встречах, мыслях, поступках, но сделать так, чтобы всё это стало словно бы микромиром советской жизни, советского отношения к правде и лжи, к честности и распущенности, к гражданскому долгу и к подлости». По сути это была первая советская картина про любовь.
Изначально на киностудии не понравились ни сценарий, ни сама идея сценаристов – показать микромир советской реальности. К тому же сам образ простой советской девушки шёл в разрез с общей линией партии, которая настаивала на популяризации жизни людей необычных – художников, композиторов, учёных и передовиков производства.
И всё-таки работа началась – исключительно трудная и долгая. Сценарий десятки раз переписывался и переделывался.
Машеньку делали то бригадиром, то она заканчивала институт; была мастером на заводе и инженером; увлекалась парашютным спортом, читала книги по философии; был даже вариант, когда она стала помполитом на пароходе. Она работала то в научно-исследовательском бюро, то делала хирургические операции. Был вариант, когда героиня отправляется в арктическую зимовку. В другой раз она становилась учительницей-передовиком.
Не раз создатели готовы были отказаться от замысла. И даже на время отложили кипу исписанных листов.
Сценарий картины «Машенька» писался для актрисы Валентины Караваевой, студентки киноинститута. Юлий Райзман, обычно распределявший актёров спонтанно, на этот раз всё время говорил, что именно Караваева должна играть Машеньку.
На роль главного героя пригласили малоизвестного актёра Михаила Кузнецова. Для него «Машенька» стала первой работой в кино и открыла дверь в большой кинематограф.
Героиня фильма Машенька Степанова – скромная телеграфистка. В южном приморском городке объявляется учебная тревога. Таксист (М. Кузнецов), попадает в зону «отравления». Несмотря на протесты, он уложен на носилки звеном сандружинниц во главе с Машенькой. Так девушка опоздала на последний трамвай. Алексей предложил подвезти её. Немного грустная история любви, а потом короткая встреча – уже на финском фронте, в походной столовой; и снова прощание, но уже радостное, потому что веришь – теперь они найдут друг друга.
Киновед Дмитрий Писаревский писал: «Наивной, чистосердечной, без тени рисовки и кокетства, даже немного нескладной предстаёт перед нами Машенька в первых кадрах фильма. Но за внешней ординарностью в этой девушке кроются глубины большого и цельного человеческого характера. Машенька – это образ, несущий в себе черты своего времени, своего народа. Творческое, деятельное начало отличает все её дела и поступки. Она за всё болеет, все её касается, она делает всё, что может, чтобы помочь делу или даже незнакомому человеку».
Съёмки фильма начались весной 1941 года в Выборге, где недавно отгремели бои Советско-финской войны. Многие из состава творческой группы впервые в жизни увидели разрушенные дома, засыпанные битыми щебнем и кирпичами улицы. Трудно было увязать это печальное зрелище с оптимистическим, полным жизни звучанием заключительных эпизодов «Машеньки», ради съёмок которых приехала в Выборг группа.
А меньше чем через два месяца началась Великая Отечественная война. В новых условиях многие фильмы закрывались. Под сомнение была поставлена и необходимость завершения съёмок «Машеньки». Но затем на студии поняли, сколь важное значение может иметь эта лента в военное время.
Группа работала не покладая рук: в Москве, между налётами вражеской авиации, а затем в Казахстане, куда был эвакуирован «Мосфильм».
О таком важном эпизоде картины, как встреча Машеньки в сквере с Клавой, немало было написано в киноведческой литературе. Этот эпизод снимался в Алма-Ате осенью 1941 года. С фронта приходили тревожные сообщения, вражеские танки рвались к Москве, а снимать предстояло сцену о любви. Группа долго готовилась, репетировали, искали натуру, ждали соответствующей погоды. Снимали в пасмурный день, на фоне голых деревьев. На Машеньку слетает жёлтый лист, она поднимает его и вспоминает Алёшины стихи «Листья падают, кружатся под дождём», которые он читал в тот вечер, когда они познакомились. Становится ясно, насколько сильна любовь героини фильма, несмотря на разрыв отношений, на то, что всё связанное с далёким теперь мирным прошлым ушло, казалось бы, безвозвратно.
«Хотя вторая половина фильма происходит на войне, – говорил режиссёр, – «Машенька» осталась фильмом о любви». Только герои теперь как бы поменялись ролями. Машенька по-прежнему в центре внимания, но ведущая роль во фронтовых эпизодах принадлежит Алексею. Позже кинокритики отметят, что не все фронтовые эпизоды получились достаточно убедительными. Спустя много лет Ю. Райзман будет вспоминать, что, когда снимались военные сцены, ни у него, ни у его товарищей по работе тогда ещё не было личного опыта и личных впечатлений о войне.
В последнем кадре Машенька целует Алёшу на фронтовой дороге. Константин Симонов написал в год выхода картины, в 1942-м: «Алексей и Машенька встретились. Она его поцеловала, он сказал, что любит её. Вот ушла машина с ним, вот Машенька стоит и провожает его взглядом. Кажется, картина кончилась, у нас перед глазами её счастливый конец, и вдруг мимо Машеньки во весь опор проносятся какие-то скачущие всадники, и у тебя возникает на секунду острое, щемящее чувство, что война ещё не окончилась, что героям предстоят ещё испытания, что все ещё впереди, что за счастье ещё придётся бороться. Когда смотришь этот кадр, то встаёт в душе особенно отчётливое ощущение настоящей режиссёрской работы. Грустное и счастливое лицо Машеньки не существует здесь без этих летящих всадников, в то время как эти летящие всадники не существуют без этого грустного и счастливого лица».
Сотни копий фильма были разосланы по всем фронтам. Картина не просто имела успех, она оказалась современной и своевременной. «Машенька» отвечала настроениям людей, разлучённых войной, мечтавших о встречах с близкими.
Фильм в 1943 году был отмечен Сталинской премии II степени, что по тому времени событие чрезвычайное. Валентина Караваева стала самым молодым лауреатом этой премии за всю её историю – ей было всего 22 года.
Работа с драматургом Е. Габриловичем и режиссёром Ю. Райзманом, как впоследствии вспоминал главный оператор картины Евгений Николаевич Андриканис, была для него «большим творческим счастьем».
Много добрых слов заслужила Валентина Караваева. Евгений Габрилович писал: «Она не играла Машеньку, а просто дышала её дыханием. Это была не отлично сыгранная Машенька, а просто – она». К сожалению, жизнь жестоко обошлась с актрисой. В 1943 году она попала в автомобильную аварию, которая оставила у неё на лице страшные шрамы. Сниматься Караваева больше не смогла. И фильм «Машенька» остался её единственной полноэкранной работой.
Картина «Машенька» вышла на экраны 10 апреля 1942 года. Шёл второй год страшной войны, а советские зрители, замерев от счастья, смотрели фильм о любви.
Литература:
– Высторобец А. Евгений Андриканис. – М.: «Искусство», 1981.
– Габрилович Е. О том, что прошло. М.: Искусство, 1967.
– Симонов К. Настоящая любовь // История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А.С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С.М. Ишевская, B.C. Левитова. – М.: «Канон», 2011.
– «Машенька». История создания // Портал Культура.РФ
– Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов. – М.: «Вече», 2005.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– Ханютин Ю. Художественное кино второй половины 30-х годов // История советского кино. 1917–1967: В 4 т. – Т. 2 (1931–1941). – М.: Искусство, 1973.
Фото МузейЦСДФ и открытые источники
Дата изменения: 24 сентября, 2020 [03:39]