Героическая оборона Ленинграда – одна из трагических страниц Великой Отечественной войны. Фильм «Балтийское небо» – это рассказ о суровых и героических буднях защитников северной столицы; о трудной доле жителей Ленинграда, попавшего в кольцо вражеской блокады.
В центре повествования – судьбы военных лётчиков, которым выпало сражаться в небе над Ленинградом и Балтикой.
Фильм рассказывает об эскадрильи истребителей И-16, которой командует капитан Рассохин. Друг за другом героически гибнут пилоты, защищая город, в том числе и их командир. На смену офицеру приходит майор Лунин, летавший до войны на гражданском самолёте. На фоне блокадных будней происходит история любви лётчика Татаренко и юной Сони.
Фильм во многом состоялся благодаря блестящему актёрскому составу. Как справедливо замечают кинокритики, для Михаила Ульянова роль капитана Рассохина была одной из лучших в его творческой карьере. В своё время режиссёр Владимир Венгеров открыл для большого кино Олега Борисова, сняв его в ленте «Город зажигает огни» по повести Виктора Некрасова «В родном городе».
Талантливый актёр мог выдать такой характер, такую внутреннюю силу и мощь, каких не предполагалось в замысле сценариста. Так произошло и с образом лётчика Татаренко в «Балтийском небе» – мало что осталось от книжного прототипа.
По мнению критиков, дуэт 31-летнего Олега Борисова и 25-летней Людмилы Гурченко стал эмоциональным украшением этой картины.
После комедийной роли у Эльдара Рязанова в «Карнавальной ночи» уделом Людмилы Гурченко считались более лёгкие музыкальные роли с танцами и песнями. Однако Владимир Венгеров сумел разглядеть необыкновенное дарование девушки и предложил ей драматическую роль Сони Медниковой – ленинградской девочки-подростка, потерявшей в войну мать и деда, оставшейся вдвоём с младшим братишкой.
Режиссёр вспоминал, что на пробы Гурченко пришла в валенках, в шапке с длинными «ушами»: черты лица заострились, в глазах – тревога. «Всех убедила, что именно она должна играть эту роль», – вспоминает Владимир Яковлевич. – «Понравились мы друг другу, сразу нашли общий язык. Работали на полном доверии, мне всегда по душе было её очень серьёзное отношение к делу».
В фильме были заняты: Ролан Быков (Кабанков), Пётр Глебов (Лунин), Эве Киви (Хильда), Владислав Стржельчик (Громеко), Павел Луспекаев (Кузнецов), Михаил Козаков (Байсеитов).
Для достоверности происходящего создатели фильма пошли на то, чтобы утопить настоящий грузовик. По воспоминаниям оператора Генриха Маранджяна: «В «Балтийском небе» мы утопили подо льдом, в мороз, настоящий автомобиль, причём с зажжёнными фарами, которые медленно гаснут под водой. Несколько дней мучился, готовясь к съёмке. В ход пошли шланги, провода, аккумуляторы, тяжёлые болванки для груза, картонные коробки. Выпросил на аэродроме у знакомого пилота самолётные фары…»
Вторым режиссёром в фильме был 23-летний выпускник мастерской Козинцева ЛГИТМиК Алексей Герман.
Несмотря на всё, автор романа Николай Чуковский был недоволен экранизацией и даже отправил открытое письмо в «Литературную газету» с жёстким заголовком «Бесцеремонность», требуя снять фильм с кинопроката.
На экраны кинотеатров двухсерийная картина вышла в 1961 году и сразу же полюбилась зрителям. Люди готовы были стоять в многочасовых очередях, чтобы получить заветный билет на фильм.
Литература:
– Владимир Венгеров // «Киносценарии». – 2000. – № 4.
– Кичин В. Людмила Гурченко. – М., 1987.
– Кузнецова В. Против инерции. О Владимире Яковлевиче Венгерове // Киноведческие записки.: Историко-теоретический журнал. – 2003. – № 63.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 11 июня, 2020 [10:54]