Фильм «Дни и ночи» – экранизация одноимённой повести К. Симонова о героизме и мужестве офицеров и солдат Советской Армии, участников Сталинградской битвы.
Картина рассказывает о событиях 1942 года. В армию защитников Сталинграда вливаются новые части, переброшенные на правый берег Волги. Среди них находится батальон капитана Сабурова. Выполняя приказ командующего дивизией генерала Проценко, сабуровцы яростной атакой выбивают фашистов из трёх домов, вклинившихся в нашу оборону. Начинаются дни и ночи героической защиты батальоном Сабурова домов, ставших неприступными для фашистских захватчиков. Устанавливая связь с попавшим в окружение полком Ремизова, Сабуров попадает под огонь противника. Его ранят. Немцы, подтянув новые силы и пользуясь малочисленностью бойцов в батальоне Сабурова, вновь захватывают отбитые у них три дома. Приходит осень. Начинаются самые тяжёлые дни сталинградской обороны, когда подвоз снарядов и боеприпасов по Волге прекратился из-за идущего по воде «сала» – мелкого сплошного льда. Экономя каждый патрон, каждую гранату, бойцы продолжают сдерживать натиск врага. Но уже близок час сокрушительного наступления Советской Армии. В одну из ночей сабуровцы слышат грозный, нарастающий гул тысяч советских орудий: выполняя приказ Верховного главнокомандования, армии переходят в наступление под Сталинградом. Идёт в атаку и батальон Сабурова. Вновь над тремя домами взвивается красный флаг. В этой атаке гибнет любимец батальона, лейтенант Масленников. Тяжело ранена и жена Сабурова, санитарка Аня. Но неодолим наступательный порыв героев-сталинградцев.
Константин Симонов в своей повести убедительно воспроизводит атмосферу сталинградских боевых будней. Как военный корреспондент он пережил сталинградские дни и ночи в блиндажах и окопах, под непрерывными обстрелами и бомбёжками, знал людей, о которых писал, испытал все трудности фронтовой жизни, горечь потерь боевых друзей и радость побед.
Достоинства повести перешли в написанный Симоновым сценарий, а потом и поставленный Александром Столпером фильм.
В картине «Дни и ночи» авторы по-новому осмысливают недавние события, ещё не успевшие стать прошлым, подходят к ним с иными мерками, чем мерки крупномасштабной карты. Авторов интересует прежде всего сам человек, с его ратными делами, военным бытом, думами. Поэтому история капитана Сабурова, случайно повстречавшего в водовороте боевых будней санинструктора Аню и полюбившего её, увидена авторами как бы в двух плоскостях. Они внимательно следят за развитием фронтовых событий, за участием в них подразделения Сабурова и его самого и за тем, как зарождается в этих условиях любовь, помогающая переносить все тяготы и невзгоды военного времени.
В повести «Дни и ночи» герои вписаны в панорамы сталинградских сражений. Быт людей, сделавших волжский берег неприступным, их нелёгкая фронтовая работа определяют характер поступков и поведения героев. Сталинград для Симонова не просто географическая точка на карте, даже не стратегически важный пункт на Волге. Сталинград – это прежде всего люди. Их моральные, нравственные качества, их мужество, воля, стремление к победе. Творчеству Александра Столпера тоже присущи повышенный интерес к личности, её переживаниям, зримым проявлениям характера в сложных драматических ситуациях. Поэтому для режиссёра ведущей линией картины стал дуэт Сабурова (В. Соловьев) и Ани (А. Лисянская).
Опыт хроникальных съёмок пригодился оператору Евгению Андриканису в работе над натурными эпизодами, батальными сценами. Отдельные кадры фильма порой трудно отличить от настоящей хроники. В этих планах не только воспринимаешь как реальные происходящие в них события, но и ощущаешь физическую достоверность.
Павильонные сцены оператор снимает, стремясь подчеркнуть в героях романтические черты. Чувствовалось, что ему хочется показать их не только внутренне, но и внешне красивыми.
Главные роли в фильме исполнили: Владимир Соловьев (капитан Сабуров), Даниил Сагал (старший политрук Ванин), Юрий Любимов (лейтенант Масленников), Анна Лисянская (Аня Клименко).
Литература:
– Абольник О. Александр Столпер [кинолекция] // Кинокалендарь. Вып. 2. – М.: «Союзинформкино», 1987.
– Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. – М.: Госкиноиздат, 1950.
– Волков Е. В. Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино // Новый исторический вестник. – 2015. – Вып. 2 (44).
– Высторобец А. Евгений Андриканис. – М.: «Искусство», 1981.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. – М.: Искусство, 1968.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 10 ноября, 2020 [03:43]