Комедия «Беспокойное хозяйство» снята на киностудии «Мосфильм» в 1946 году.
Кинолента режиссёра М. Жарова и оператора В. Павлова рассказывает о рядовых бойцах Советской Армии, служащих на маленьком ложном аэродроме во время Великой Отечественной войны.
Работа над фильмом началась ещё до Победы, весной 1945 года. Сюжет о ложном аэродроме был подсказан Жарову в 1943 году генералом Михаилом Громовым. На этот сюжет братья Тур написали сценарий, и Михаил Жаров, впервые выступив в качестве режиссёра, приступил к съёмкам. Сначала работу приостановили: актёр, выбранный на главную роль, сломал ногу, пришлось срочно искать замену. Съёмки начались уже глубокой осенью – а события в картине происходят летом.
Ефрейтор Тоня и рядовой Огурцов получают назначение на военный аэродром, где комендантом служит старшина Семибаб. Аэродром оказывается ложным. Он предназначен отвлекать внимание врага от расположенного неподалеку действительного аэродрома.
Тоня, мечтавшая о передовой, разочарована. Огурцов, в прошлом счетовод санатория «Тихий отдых», приходит в умиление от перспективы спокойной службы. Но первая же тревога обнаруживает ошибочность их впечатлений. Фашистские бомбардировщики сбросили более ста бомб на макеты самолётов. Однажды на ложный аэродром приземляются два советских истребителя, израсходовавших в бою бензин. Один из лётчиков – Герой Советского Союза Крошкин, чей портрет бережно хранит Тоня, второй – французский офицер Лярошель из полка «Нормандия».
Тоня понравилась обоим. Но девушке не до них. На пасеке соседнего колхоза под видом артиллериста-отпускника орудует немецкий шпион. Приняв хозяйство Семибабы за подлинный аэродром, он подаёт ракетные сигналы фашистским бомбардировщикам. Задача Тони состоит в том, чтобы, встречаясь с «артиллеристом», поддерживать в нём убеждение в подлинности аэродрома. Огурцов, полюбивший Тоню, ревнует её к «артиллеристу». Получив выговор от Семибабы за отсутствие инициативы, Огурцов работает над проектом новой маскировки ложного аэродрома. Проект Огурцова оправдывает себя на деле. В связи с быстрым продвижением частей Советской Армии аэродром и хозяйство Семибабы переводятся ближе к фронту. По пути Огурцов попадает в расположение фашистского подразделения, оказавшегося в окружении. Все считают Огурцова погибшим. Однако он возвращается и приводит пленных немцев. Семибаба приказывает Огурцову конвоировать фашистов до штаба полка. Прощаясь с Огурцовым, Тоня признается ему в своей любви.
Когда фильм вышел, критика буквально обрушилась на него: ругали и плохой сценарий, и оторванность персонажей от жизни. А уж идеологических ошибок в нём нашли великое множество. Однако зрители фильм приняли «на ура», и слава главных героев – Людмилы Целиковской и Михаила Жарова – продолжала расти.
«Беспокойное хозяйство» и другие фильмы сороковых годов, обруганных критикой, принесли Целиковской невероятный успех. Она стала образцом для подражания –школьницы выщипывали себе брови «под Целиковскую» и, как она, взбивали себе волосы и повязывали себе банты, как у её героинь. Женщины пытались копировать её походку. Мужчины искали себе жён, похожих на неё, – улыбчивых, смешливых, с голубыми глазами и ямочками на щеках. Она была воистину народной героиней – ведь никаких наград от официальных властей она не получила.
Картина «Беспокойное хозяйство», трогательная и наивная сегодня, в те годы имела невероятную силу воздействия. Когда Целиковская и Жаров шли по улице, движение останавливалось – все смотрели на любимых артистов.
Литература:
– Вульф В., Чеботарь С. Людмила Целиковская. Шипы и розы // Вульф В., Чеботарь С. Женское лицо России. Театр. Кино. Балет. – Яуза: Эксмо, 2005.
– Советские художественные фильмы. Том 2. Звуковые фильмы 1930-1957 / Под ред. А.В. Мачерета. – М.: Искусство, 1961.
– Соловьев В. О Людмиле Целиковской // Великие и неповторимые. Т. 2. Актёры русского советского кино 30-40-х годов.
– Юренев Р. Михаил Жаров // Актёры советского кино. Вып. 1. М.: Искусство, 1964.
Фото из открытых источников
Дата изменения: 14 октября, 2020 [04:11]