Виды мошенничеств в сетях сотовой и проводной связи и в сети Интернет
1. Мошенничества, совершаемые с использованием мобильной и проводной связи:
а) сотовый и проводной телефон используется как средство передачи голосовой информации:
- «ваш сын попал в аварию..»,
- «мама/папа, у меня проблемы..»,
- «это из банка/соцзащиты и прочее».
б) сотовый телефон используется для передачи СМС с ложной информацией:
-«мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню»,
-«ваша карта заблокирована, подробности по телефону...»,
-«с вашего счета списано 5000 рублей, подробности по телефону...».
в) сотовый телефон и ваше объявление в сети Интернет (например, сайт Avito) используется мошенником для получения от вас данных карты и привязки карты к мобильному телефону мошенника:
- «я по вашему объявлению на Авито (о продаже, о сдаче в аренду), сообщите мне данные с вашей карты и код на обратной стороне, я вам отправлю деньги...»;
- «я хочу отправить деньги вам на карту за товар на Авито, предоплату за аренду. У вас карта привязана к мобильному банку? Ксли нет, идите к банкомату, я вас проинструктирую, как подключить мобильный банк».
При получении сообщения не нужно перезванивать на указанные номера. Мошенники могут потребовать передать деньги курьеру, перечислить их на карту, номер мобильного телефона, попытаются получить от вас сведения о вашей банковской карте, предложить пройти к банкомату и совершить какие-либо операции у банкомата, попросят сообщить коды, которые приходят к вам на телефон. В случае получения входящего звонка, необходимо прекратить разговор, даже если собеседник вселяет уверенность в своей правдивости. Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение, либо обладают информацией о потерпевшем и его близких. Аналогичные случаи мошенничества встречаются и в сети Интернет, но сообщение о помощи передается посредством сообщения в социальной сети с ложной страницы родственника.
При сомнении в правдивости полученной информации следует перезвонить близким, связаться с банком по телефону или посетить ближайшее отделение банка.
Банк никогда не запрашивает по телефону сведения о карте клиента, её номер, код на обратной стороне, Ф.И.О. владельца карты и срок её действия, а тем более пин-код. Если собеседник пытается получить от вас такую информацию, либо просит сообщить коды, которые пришли на ваш телефон от банка, прекратите с ним разговор.
Престарелым родственникам, соседям, знакомым необходимо разъяснить, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, а именно: не вести диалоги с мошенниками, прекратить разговор и позвонить родственникам. Если пожилой человек получает пенсию на банковскую карту, то предложите свою помощь в снятии с карты денежных средств, либо предложите родственнику передать карту вам. Во многих случаях в ходе общения с престарелыми людьми сообщники мошенников находятся в районе проживания пожилого человека, либо у его дома, подъезда. При получении мошеннического звонка необходимо немедленно сообщить о данном факте в полицию.
Если при мошенничестве в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону, указанному на карте, и заблокировать карту. В день совершения мошенничества необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате денежных средств на карту, так как банк обязан возвратить денежные средства, если операция была оспорена владельцем карты в день операции.
Для предотвращения мошенничеств рекомендуется не распространять в сети Интернет сведения о мобильных номерах с их привязкой к анкетным данным, не указывать мобильные номера на социальных страницах, в подаваемых в сети объявлениях не указывать рядом с номером сотового телефона имя и фамилию, адрес и другую личную информацию. Не использовать в сети Интернет номера своих мобильных телефонов, к которым привязаны банковские карты и номера мобильных телефонов, которые используются для работы в «Мобильном банке».
г) сотовый телефон используется мошенниками для передачи СМС-сообщения, сообщений через мессенджеры Viber, WhatsApp с вредоносной информацией.
Типы сообщений:
- «здесь наши с тобой фото http: ...», ,
- «ваш акакунт, страница «вКонтате» взломаны, пройдите регистрацию http: ...»,
- «вы выиграли автомобиль, подробности http: ...”
Новый тип сообщений с вредоносной ссылкой:
«я по вашему объявлению, согласны ли на обмен на это http: ...»
При получении данного сообщения откажитесь от прохождения по указанной ссылке и активации полученных ссылок. По возможности проверьте, есть ли в сети Интернет в поисковых системах сведения о данных ссылках и возможных мошенничествах. Сообщите пользователям сети Интернет, что данная ссылка мошенническая. Удалите указанное сообщение, если убеждены, что оно не нанесло вред вашему устройству.
Вредоносные программы создаются и усовершенствуются мошенниками регулярно и при работе с телефоном. Вы можете столкнуться с видом вредоносных программ, которые не требуют вашей активности, и самостоятельно могут быть загружены на ваше мобильное устройство через уязвимости операционной системы.
Признаками заражения мобильного устройства могут быть блокирование операционной системы, блокирование входящих СМС-сообщений, отправка искусственно сгенерированных мобильным устройством сообщений. Зараженный мобильный телефон следует немедленно выключить. Сим-карту перевыпустить у оператора, а телефон сохранить для последующего изучения полицией, если было совершено мошенничество, либо передать в сервисный центр, если деньги похищены не были.
Если к данному мобильному устройству привязана банковская карта, «Мобильный банк», «Онлайн Банк», «Интернет-банк», то необходимо срочно связаться с банком, заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это не удается сделать, то необходимо обратиться в ближайшее отделение банка. Если мобильное устройство используется для доступа к страницам в социальных сетях, то необходимо с другого устройства либо компьютера выйти в социальную сеть и сменить привязанный номер телефона.
Зараженное мобильное устройство является источником распространения вредоносной информации по контактам, содержащимся в телефоне. Для предотвращения рассылки необходимо уведомить максимальное количество знакомых о вашей проблеме и о возможно приходящих от вашего имени вредоносных сообщениях.
В случае, если с вашего телефона, банковской карты похитили денежные средства, необходимо в день совершения хищения обратиться в банк с требованием вернуть денежные средства, заблокировать ваш счет, запретить перевод денежных средств с вашего счета на другие счета, приостановить обслуживание счетов, на которые были перечислены ваши денежные средства. После получения ответа от банка, с выпиской по счету обратиться в полицию.
Одним из распространенных мобильных мошенничеств является использование дубликата сим-карты для доступа к системам дистанционного управления банковским счетом. Признаком использования дубликата вашей сим-карты является блокирование доступа мобильной связи. В этом случае необходимо срочно обратиться к мобильному оператору и перевыпустить сим-карту. В случае подтверждения мобильным оператором факта несанкционированной замены вашей сим-карты необходимо написать претензию в сотовую компанию и обратиться в полицию.
2. Мошенничества, совершаемые в сети Интернет и с помощью сети Интернет:
а) мошенничества при продаже товаров в сети Интернет по предоплате;
б) получение от интернет-магазина или продавца товара, не соответствующего заявленному.
Особое внимание следует уделить отзывам в сети Интернет по данному интернет-магазину, продавцу. Проверить когда был создан магазин, сайт. Если сайт существует меньше месяца, то стоит отказаться от покупки.
Широкое распространение в сети Интернет также приобретают мошенничества с привлечением средств пользователей для их приумножения в финансовых пирамидах, кооперативах, микрофинансовых организациях, биржах, букмекерских конторах, рынках электронных валют. Правоохранительные органы настоятельно рекомендуют не вступать в какие-либо отношения с такими организациями и лицами, предлагающими такие услуги, так как многие компании и интернет сайты данных компаний находятся за рубежом, организации работают по законам других государств, либо изначально мошеннические, и вернуть затраченные на данные проекты деньги практически невозможно.
Предлагаем вам прослушать аудиофайлы ГУ МВД с предупреждением о мошеннических действиях. Будьте бдительны!
- Покупки в интернете / Размер: 909кб
- Компенсация / Размер: 758кб
- Сотрудники банка / Размер: 796кб
- Работники соцсферы, гадалки, экстресенсы / Размер: 1003кб
- Знакомый в беде - звонок / Размер: 727кб
Источник: ГУ МВД России по Челябинской области
Дата изменения: 27 сентября, 2021 [01:48]