[Версия для печати]

Приглашаем на первую лекцию Александра Полушкина в этом году – она состоится 21 января и будет посвящена диалогу музыки и литературы. Мероприятие также приурочено к юбилеям известных зарубежных писателей: Гофмана (245 лет со дня рождения) и Роллана (155 лет со дня рождения).

Литература и музыка – казалось бы, далекие друг от друга виды искусства: литература – искусство слова, музыка – искусство звука и ритма; в литературе важно значение фраз и оборотов, в музыке – эмоциональная окраска мелодий и созвучий, ассоциации, которые вызывают аккорды и сочетания звуков в воображении слушателя.

Но так ли уж далеки друг от друга музыка и литература? Случайно ли то, что многие известные писатели и поэты прекрасно разбирались в музыке, занимались композицией, а также играли на нескольких музыкальных инструментах?

Чуть не поступил в консерваторию Борис Пастернак. Был профессором истории музыки Ромен Роллан. А знаменитый немецкий романтик Гофман не только написал оперу «Ундина» и присылал Бетховену свои музыковедческие разборы сочинений великого композитора, но и присовокупил к двум своим именам Эрнст Теодор – третье имя – Амадей – в честь своего кумира Моцарта.

Случайно ли то, что некоторые композиторы обозначают музыкальные названия литературными жанрами? Например, поэмами называли некоторые свои сочинения Ференц Лист и Александр Скрябин. Случайно ли то, что многие писатели называют свои литературные произведения опусами, кантатами, ораториями? Случайно ли то, что Поль Верлен в знаменитом стихотворении «Поэтическое искусство» объявлял поэзию музыкой, а не литературой.

Конечно, все это неслучайно! Ведь на протяжении веков литература и музыка стремились к слиянию. С одной стороны, литература становится источником вдохновения для авторов балетов, опер, симфоний («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева). С другой – музыка и жизнь музыкантов становится темой литературных произведений. Так возникает жанр музыкального романа («Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Доктор Фаустус» Т. Манна), музыкальной новеллы и рассказа («Кавалер Глюк» и «Дон Жуан» Гофмана, «Певцы» И. С. Тургенева, «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова, сборник «Ноктюрны» К. Исигуро). Кроме того, сами музыкальные принципы построения произведений (лейтмотивная техника, принцип контрапункта, мелодика и ритм фразы, звукопись) настолько прочно входят в арсенал великих писателей и поэтов, что разделять литературу и музыку более не представляется возможным. Скорее нужно говорить об их диалоге. Как осуществляется этот диалог? Чего он требует от читателя? Какие литературные произведения помогают лучше понять музыкальные шедевры, а какие требуют от читателя наличия музыкального образования?

Об этом и многом другом вы услышите в онлайн-лекции доцента кафедры русского языка и литературы Александра Полушкина. Мероприятие пройдет 21 января в 16:30 в группе библиотеки «ВКонтакте».

Чтобы подготовиться к встрече – советуем взять в библиотеке одно или несколько изданий из списка:

• «Дон Жуан», «Кавалдер Глюк», «Фермата», «Житейские воззрения кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана,
• «Тристан», «Доктор Фаустус» Т. Манна,
• «Ноктюрны», «Безутешные» К. Исигуро,
• «Жан Кристоф» Р. Роллана,
• «Альтист Данилов» В. Орлова,
• «Пианистка» Э. Елинек,
• «Контрабас» П. Зюскинда,
• «Сестра сна» Р. Шнайдера,
• «Евстигней» Б. Евсеева,
• «Облачный атлас» Д. Митчелла,
• «Амстердам» Й. Макьюэна,
• «Все утра мира» П. Киньяра.



Поделиться:
Дата публикации: 18 января, 2021 [14:06]
Дата изменения: 18 января, 2021 [14:08]