К Международному дню музыки открылась книжная экспозиция, посвящённая классическим мелодиям в кинематографе. На выставке представлены ноты произведений великих композиторов из популярных российских и зарубежных кинофильмов.
Давно известно, как саундтрек влияет на эмоциональную составляющую кинофильма. И зачастую режиссеры, не обращаясь к композиторам, предпочитают использовать в своих работах проверенные временем шедевры, которые в полной мере подходили бы и дополняли конкретную сцену соответствующим настроением. А зрители получают прекрасную возможность познакомиться с классической музыкой. Именно такие произведения, ставшие неотъемлемой частью сюжета, вошли в сборник «Классика в кино» Эти мелодии позволяют вновь вспомнить памятные кадры из любимых фильмов.
Одним из ярких примеров использования академической музыки является фильм Милоша Формана «Амадей» («Amadeus»). В нем звучат несколько отрывков из опусов гениального композитора: «Реквием», «Симфония № 25», Stabat Mater и др. В сборнике «Знаменитые произведения в легком переложении» В. А. Моцарта есть знакомые всем мелодии, звучавшие в оскароносной картине. Также музыку великого австрийца можно услышать и в культовом «Побеге из Шоушенка»: главный герой фильма Энди включает дуэт графини Альмавивы и горничной Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро».
Многим зрителям запомнилась сцена в фильме «Пятый элемент» Люка Бессона, где вымышленная певица Дива Плавалагуна исполняет арию заглавной героини из оперы «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти. На выставке представлен клавир этой оперы на итальянском языке, выпущенный старейшим европейским издательством «Ricordi».
Тот, кто видел «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика, вряд ли сможет забыть, как там используется симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра»: на наших глазах сначала появлялся человек, а затем и сверхчеловек. Такими же запоминающимися моментами в фильме являются фрагменты вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» и отрывки из «Реквиема» австрийского композитора Д. Лигерти.
Также нельзя не упомянуть и о киновселенной Гарри Поттера, где сочинения Джона Уильямса создают ощущение загадочности и приключения. В некоторых ключевых моментах франшизы звучит музыка, которую можно принять за академическую, что придает истории особую динамику и глубину. А вдохновением для композитора послужили балеты Чайковского и Прокофьева.
И в отечественном кинематографе режиссёры не раз обращались к музыкальной классике. Есть, например, фильмы-оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (П. И. Чайковский), фильмы-балеты «Ромео и Джульетта» (С. Прокофьев), «Спартак» (А. Хачатурян) и другие. Клавиры опер, представленные на выставке, несомненно, помогают всесторонне раскрыть содержание и образы персонажей.
Во многих своих киношедеврах использовал классическую музыку Андрей Тарковский. Так, в его «Солярисе» лейтмотивом образа Земли звучит фа-минорная хоральная прелюдия И. С. Баха Ich ruf’ zu Dir в обработке Эдуарда Артемьева. В «Жертвоприношении» – «Страсти по Матфею» И. С. Баха, а в «Ностальгии» – Девятая симфония Бетховена.
У Никиты Михалкова музыка также играет важную роль. В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», помимо мелодий Артемьева, можно услышать произведения С. Рахманинова, Ф. Листа и знаменитый романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». А лейтмотивом картины «Солнечный удар» является ария заглавной героини из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса.
С нотными изданиями выставки «Классика в кино» вы можете познакомиться в отделе литературы по искусству Публичной библиотеки (читальный зал № 6, 2-й этаж) до 14 ноября 2024 г.
Поделиться: |
Дата изменения: 03 октября, 2024 [14:45]