В драматургии Олжас Жанайдаров дебютировал в 2009 году. В 2007-м написал роман «В середине дождя» – о человеческих взаимоотношениях и поиске себя. Эти же темы проявились в пьесах. Только острее и ярче.
Олжас осваивает социально-политическую проблематику, личные человеческие истории, психологическую драму, документализм, исторические темы. Разве что с абсурдом и антиутопией ещё не работал. Он один из немногих авторов, которые исследуют столкновение восточной культуры с российской, поднимают тему мигрантов. Постановки по его пьесам номинируются на «Золотую Маску», а сами тексты побеждают на международных драматургических конкурсах. «Душа подушки», по которой готовится премьера в Молодёжном, – одна их них.
– Это ваша первая пьеса для детей. О чём для вас эта история?
– Меня с детства занимает тема инаковости, жизнь другого. Я этнический казах, в детстве переехал в Россию и оказался среди людей иной национальности, культуры. Гречик, по сути, попал в ту же ситуацию: он – иной в обществе с утвердившимися правилами и установками. Здесь и тема идентичности, возможно, главная в моём творчестве, и тема толерантности. В пьесе мне хотелось избежать нравоучений, но поддержать тех детей и подростков, которые мучаются тем же вопросом, что и я когда-то: почему я не такой, как все? У меня это касалось национальности, внешности, у кого-то – веса, физических или ментальных ограничений, привычек. Мне важно было донести: никакие твои особенности не могут помешать найти друзей и стать счастливым.
– Есть разница в работе над детскими и взрослыми пьесами?
– Говорят, что для детей надо писать, как для взрослых, только лучше. Мне кажется, это кокетство. Писать хорошо надо для всех. Главная трудность – разница в возрасте. Чем старше становишься, тем меньше точек соприкосновения, общих культурных кодов. Есть опасность скатиться в морализм, в описание своих представлений о молодёжи. Лучшие тексты о подростках пишут они сами либо те, кто недавно вышел из этого возраста. Нужно стремиться преодолевать это расстояние, общаться с детьми и подростками на равных и хотеть их понять.
– О поиске идентичности вы написали в 2011 году в пьесе «Беруши» – о казахах, переехавших из родной страны в Россию. Вы ответили для себя на вопрос о самоопределении?
– Ответа на вопрос о месте человека и его идентичности я не нашёл и, возможно, не найду. Но здесь важней и интересней поиск. Искусство – сфера вопросов, а не ответов. Я затрагивал эту тему и ранее, в прозе. Но там я мыслил узкими категориями. Видимо, из-за нехватки жизненного опыта. В то время я был больше сосредоточен на внутренней жизни человека, а не социальной. «Беруши» стали для меня прорывом в новое пространство идей, смыслов, жизненной правды.
– Несколько слов о другой вашей пьесе – «Магазин». В её основе – реальная история о том, как гражданку Казахстана взяли в рабство в Москве. Чтобы написать об этом, вы провели журналистское расследование. Какую идею закладывали в текст?
– Такое действительно случается в современном мире. Более того, за подобные зверства можно избежать наказания, что, собственно, и произошло: хозяев того магазина так и не привлекли к ответственности. Позже они открыли ещё два магазина в Москве. Какой-то одной идеи я не закладывал. Я не люблю сводить всё к конкретному месседжу. Стараюсь вносить множество смыслов, давать пищу для размышлений. «Магазин» – и про рабство, и про коррупцию, и про насилие, и про межнациональные отношения, и про мнимую религиозность.
– Чем обусловлен ваш интерес к социальным вопросам и проблемам?
– Меня волнует то, что происходит вокруг – как в частной жизни человека, так и в общественной. Я пишу в реалистическом, полудокументальном стиле и так, как считаю нужным. Искусство тем и прекрасно, что предоставляет большую свободу: никакие внешние воздействия не способны её ограничить, если художник решил делать то, что хочет.
– Можно сказать, что пьеса «Хан» – пример того, как в драматургии можно объединить социально-политическую проблематику и простую человеческую историю?
– Мне нравится объединять эти два спектра. Возможно, «Хан» и является примером соединения разных направлений, хотя по форме это традиционная вещь. Чистая политика мне не очень интересна – я люблю рассматривать её в соотношении с человеческим фактором. В этой пьесе я попытался рассмотреть природу деспотизма. Рассказывал о Средневековье, но мыслями был в сегодняшнем дне.
– В том же духе получилась пьеса «Джут» – про голод и коллективизацию в Казахстане в 30-х годах прошлого века. Долго шли к этой теме?
– С самого детства, когда впервые услышал от отца о том периоде. Мой дед по материнской линии пережил те события ребёнком. Его родители умерли, он еле спасся благодаря заботе соседей. До меня дошли только обрывки воспоминаний деда: он умер, когда мне было 13 лет. Тема меня не отпускала. Меня удивляло, что об этом мало пишут и говорят. Вспоминается лишь роман Смагула Елубая «Одинокая юрта» и документальная повесть Валерия Михайлова «Хроника великого джута». Желание написать что-то на эту тему трансформировалось в личный долг – тихий, не пафосный. Я писал для себя и не предполагал, что моя пьеса вызовет резонанс в театральном мире России и Казахстана. Это доказывает простую мысль: писать нужно о том, что интересно лично тебе, что волнует и беспокоит тебя.
– В чём вы видите миссию современного художника?
– Я не стремлюсь формулировать это как миссию или высшее предназначение. Лучше говорить о возможностях художника. Главная из них – говорить правду. Спектаклю с выдуманной историей мы порой доверяем больше, чем теленовостям. У каждого художника свой инструментарий для самовыражения, но в честности по отношению к своему творчеству, к себе и людям мы должны быть схожи.
Олжас Жанайдаров обучает начинающих драматургов и писателей, проводит мастер-классы в России и Казахстане. Недавно стартовал первый онлайн-курс, среди учеников – даже русскоязычные жители Германии и Испании. Проект реализуется совместно с Открытой литературной школой. В городе Алматы, где находится школа, Олжас также преподаёт в Академии искусств и проводит фестиваль современной казахстанской драматургии «Драма.KZ».
Премьера мягкой сказки «Душа Подушки» в Молодёжном театре состоится 23 и 24 марта в 18:00. Следующие показы: 6 апреля в 18:00, 3 и 4 мая в 14:00.
Екатерина Сырцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Репортаж с отрытой репетиции «Душа подушки»: "О чем говорят подушки?"
Поделиться: |
Дата изменения: 20 марта, 2019 [16:40]