В ноябре 1941 году правительство страны приняло решение о переводе Малого театра и Щепкинского театрального училища в Челябинск. Челябинский обком ВКП(б) постановил: организовать работу Малого театра в помещении областного драмтеатра, который перевести для работы в Шадринск, а коллектив шадринских артистов расформировать.
Поздним вечером 20 октября 1941 года на челябинский вокзал прибыл первый эшелон, доставивший на уральскую землю около 200 эвакуированных. Прямо с вокзала отправились в театр. Среди прибывших были: В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова, П.М. Садовский, А.А. Остужев, Е.М. Шатрова, М.И. Царёв, И.В. Ильинский, Е.Н. Гоголева – вся прославленная труппа.
Даже 73-х летняя А.А. Яблочкина, которой предложили эвакуироваться в Тбилиси с его более благоприятным климатом, решила вместе со всеми ехать в Челябинск.
Город встретил любимый театр теплом и заботой, всех обеспечил жильём. Ведущих актёров театра поселили с семьями в гостинице «Южный Урал», остальных в здании театра и на частных квартирах. В декабре 1941 года Евдокия Турчанинова в одном из писем отмечала: «Устроены мы все без исключения, хорошо питаемся».
Можно было начинать работать – вот только вагоны с костюмами, декорациями и реквизитом затерялись где-то на военных дорогах. А когда декорации, наконец, прибыли, оказалось, что они не соответствуют размерам челябинской сцены, пришлось их срочно переделывать. Но театр не мог бездействовать, когда всё было мобилизовано на помощь фронту: шли концерты, готовились новые постановки.
23 декабря состоялся первый спектакль – «На всякого мудреца довольно простоты». Москвичи привезли в Челябинск яркие жемчужины из своего репертуара: «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», «В степях Украины», «Стакан воды», «Евгения Гранде». Все спектакли шли с аншлагом, билеты раскупались молниеносно. Интерес к театру особенно возрос после того, как он показал три премьеры: «Отечественная война 1812 года» по роману Л. Толстого, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Осада мельницы» по рассказу Э. Золя. Особенным успехом пользовался спектакль «Отечественная война 1812 года.
Кроме спектаклей и больших концертов на сцене театра было дано свыше 600 концертов в госпиталях, воинских подразделениях, на предприятиях.
Театр показывал спектакли в Копейске и Магнитогорске, с концертами ездил в Миасс, Златоуст, Чебаркуль.
Много выступлений проходило в фонд обороны, часто это были ночные концерты и ночные спектакли. Сбор от одного из них пошёл на строительство самолёта «Челябинский артист».
В феврале 1942 г. из Челябинска на Западный фронт выехала артистическая бригада, в её составе были и актеры Малого театра. Театр работал в невероятном напряжении. А.А. Яблочкина писала в письме на фронт: «Работаем вовсю, я, несмотря на свой преклонный возраст, за март месяц сыграла 22 раза, но мы не смеем уставать, помня, что вы все выносите на фронте».
Бойцам посчастливилось тогда услышать народного артиста СССР А.А. Остужева, этого талантливейшего актёра Малого театра. «Первый раз я так полно ощутил могучую силу искусства, его настоящее значение и смысл! Передо мной была идеальная аудитория, с трепетом ловящая каждое слово, чутко отзывающаяся на каждую интонацию, понимающая всю красоту глубокой мысли и благородного чувства», – вспоминал позднее об этой поездке А. Остужев.
Так в напряжённом творческом труде, в волнении и беспокойстве за родных и близких на фронте прошли 11 месяцев. 11 сентября 1942 г. Челябинск провожал Малый театр в Москву.
Газета «Челябинский рабочий» за 10 сентября 1942 г. писала: «Как ни мало у нас времени, каждый приходил в театр, находил два-три часа побыть под чарующей властью благородного мастерства старейшего русского театра, овеянного славой Щепкина, Садовского, Ермоловой и др. созидателей русского театрального искусства. За эти незабываемые часы в театре, за бодрые радостные переживания коллективу артистов Малого театра наша большая благодарность».
Одиннадцать трудных военных месяцев 1941–1942 гг. стали тем временем, когда между Малым театром и Челябинском устанавливалась ещё более тесная дружба.
В тяжёлые военные годы люди смогли выстоять и победить благодаря силе духа. В невзгоды сердце человека живет верой и надеждой. Искусство, литература на протяжении долгих пяти лет помогали находить силы выживать и сохранять веру в мирное будущее.
Литература:
– Гоголева Е. На сцене и в жизни. – Москва: Искусство, 1985.
– Раздирова Е. «Мы из Москвы, от Малого театра» // «Страстной бульвар, 10». – Выпуск № 9-10.
– Палагина Т.В. Государственный академический Малый театр в Челябинске // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2004 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения; [сост.: И.Н. Пережогина, Е.В. Кузнецова, Т.В. Шарманова]. –Челябинск, 2003.
– Первый спектакль // Челябинский рабочий. – 1941. – 23 дек. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».
– Судаков И.Я. «Отечественная война 1812 года»: новая постановка Малого театра в Челябинске // Челябинский рабочий, 1942. – 18 февр.
– Судаков И.Я. Малый театр в Челябинске // Челябинский рабочий. – 1941. – 21 дек.
– Скрыльников Н. Путь, исчисленный десятилетиями / Н. Скрыльников // Челябинский драматический театр имени С.М. Цвиллинга. – Челябинск, 1983. – С. 5–20. Пребывание Малого театра в Челябинске.
Фото:
Сайт Малого театра,
Открытые источники
Поделиться: |
Дата изменения: 14 октября, 2020 [14:58]