[Версия для печати]

Улицы Победы

Илья Фёдорович Захаренко родился в 1904 году. В 1930-е гг. служил в бронетанковых войсках. В 1941 был назначен комиссаром танковой бригады. Осенью того же года ранен в боях под Москвой. Весной 1942 г. участвовал в формировании 96-й танковой бригады в Челябинске. Назначен заместителем комбрига. Илья Захаренко вместе с бригадой на фронте с июля 1942 г.

В январе-феврале 1943 его бригада участвовала в Острожско-Россошанской операции и была почти полностью уничтожена у деревни Пузачи Курской области. Их было 228 против тринадцати тысяч, но они победили.

Бой 96-ой танковой бригады имени Челябинского комсомола у села Пузачи 9–12 февраля 1943 года прочно вошёл в историю Великой Отечественной войны, как ярчайшая страница подвига нашего народа. Такое в истории войн встречается чрезвычайно редко. Буквально горсточка храбрецов, всего-то 228 человек, не только преградила дорогу, но и победила тринадцатитысячную группировку противника, которая могла бы составить полномасштабную немецкую дивизию.

Когда кончились боеприпасы, бились врукопашную. Собирали трофейные автоматы – снова стреляли. И не пропустили. Враг потерял 6 тысяч убитыми и 3 тысячи пленными.

Их осталось 32 человека, 14 из которых ранены. А Илья Захаренко вынес ещё и знамя, чем спас бригаду от расформирования. Зимой 1943-го Илья Захаренко направлен на Урал, где участвовал в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Был назначен заместителем командира.

«Как нельзя лучше подходило к его отзывчивой, отважной душе, к его облику и кремневому характеру это яркое, глубочайшего смысла слово: комиссар. Не случайно, должно быть, и на второй половине войны, когда ни званий, ни должностей таких в армии уже не было, наши гвардейцы продолжали называть полковника Захаренко комиссаром добровольцев», – читаем в воспоминаниях его сослуживцев.

Комкор Е.Е. Белов рассказывает о совместной службе с И.Ф. Захаренко: «Когда Илья Фёдорович появился на моём КП под Каменец-Подольским, то, грешным делом, чем-то не понравился мне. Никак не мог предположить, что этот невысокий, плотный, на первый взгляд, сверхспокойный мирный человек станет моим лучшим боевым соратником, другом и любимцем всего корпуса. День-два прошли, и мы увидели, каков он – Захаренко. Одно наше танковое подразделение, прижатое противником к низине, завязло в болоте и несло значительные потери от частого минометного и артиллерийского огня. Взяв транспортёр, Захаренко помчался к танкистам и через полчаса вместе с ними уже заходил во фланг гитлеровцам, заставив их отказаться от атаки и отступить.

Когда Захаренко вернулся на КП, я спросил его:
– Как вам удалось, полковник, вывести танки из болота?
– У нас, политработников, – ответил Захаренко, – имеется волшебное слово для танкистов, которого не знают командиры, – и он засмеялся задорно и весело».

Те дни и ночи в Каменец-Подольском равнялись месяцам, а то и годам жизни по испытанию воли, самозабвенной стойкости людей, их готовности вырвать у врага победу в условиях крайнего неравенства людских сил и техники.

25 марта уральцы ворвались в город-крепость Каменец-Подольский, где находился 9-тысячный гарнизон противника с 85 танками, 62 орудиями и 300 пулемётами. Гарнизон получил приказ любой ценой удержать город до подхода с востока своей отступающей 1-й танковой армии, но не удержал, сметённый внезапным наступательным порывом добровольцев Урала. В город ворвалось вдвое меньше танков, чем имел гарнизон противника, у большинства «тридцатьчетверок» кончались боеприпасы (тылы в условиях весеннего бездорожья, сплошной грязи не могли пробиться к танковым бригадам), но вражеское сопротивление было сломлено, немцы сдавались в плен или бежали без оглядки.

28 марта уральцы сами оказались в плотном броневом кольце нескольких танковых и пехотных дивизий противника. Им во что бы то ни стало нужно было вернуть Каменец-Подольский, захватить единственную мощёную дорогу, ведущую через город на запад. И начались атаки сотен вражеских танков, орудий, минометов, поддержанных авиацией.

Илья Фёдорович стал душой обороны города. Он вооружал жителей, возглавлял работы по восстановлению заводов, электростанций. Познакомив коллектив редакции корпусной газеты «Доброволец» с телеграммой командарма Лелюшенко «Стоять насмерть!», спросил: «Сумеете выпускать две газеты – нашу и городскую? Каждый день...»

Он имел право приказывать, но он видел, как люди выбиваются из сил, чтобы сделать одну газету, а тут – две. И его просьба повлияла, пожалуй, больше, чем иной приказ, – редакция ежедневно выпускала и корпусную газету «Доброволец», и городскую – «Красный кордон» в течение всей недели обороны города.

Илья Фёдорович Захаренко появлялся в опаснейших местах, где и земля, и камень накалились от вражеских атак. В эти минуты важнее всего было сохранить боевой дух у солдат, и он всё чаще вырывался вперед на своей легковой машине.
«Комиссар прёт на фрицев!» – слышалось в разных местах. И даже тяжелораненые бросались вслед за своим комиссаром на врага.

Шестнадцать атак с применением всех видов техники предпринял противник за ту неделю и шестнадцать раз отползал на исходные позиции, пока не выдохся.

Мужество, стремление отдать все свои силы для достижения победы ярко проявились в кипучей деятельности Ильи Фёдоровича в период Львовской операции.

13 июля 1944 года перед началом операции по освобождению Львова он пишет жене: «Время сегодня не то, что было вчера. Сегодня наша армия бьёт врага везде и всюду, и это еще не всё. Будем бить его, проклятого, до полного уничтожения и не только на нашей родной земле, а на его территории, к этому имеем все основания. Вот и о нас вы скоро услышите и наверняка раньше, чем получишь это письмо».

Части корпуса, обходя вражеские полки и дивизии, освободили польский город Коньске – довольно большой для того, чтобы редакция с двумя машинами и девятью бойцами потерялась на его западной окраине. В ту ночь радио Москвы передавало приказы Верховного Главнокомандующего о победах советских войск.

«Военные журналисты и наборщики работали напряжённо, чтобы за ночь подготовить газету. О том, что части корпуса устремились дальше на запад, а в Коньске вошли не добитые корпусом на востоке немецкие войска – об этом мы узнали уже тогда, когда на улице послышались пение и ругань пьяных гитлеровцев. К счастью, они не заглянули ночью во двор, где стояли наши редакционные машины, – рассказывают очевидцы. – Захаренко при освобождении Коньске двигался другим маршрутом и уже далеко западнее первым из политотдела и штаба спохватился, что редакции нет с частями корпуса, вышедшими вечером из этого города.

– Где она была вчера? – спрашивал он командиров и политработников и, услышав «Коньске... Западная окраина...», рискуя жизнью, полетел на своем «виллисе» с одним только водителем спасать корпусных журналистов и бойцов типографии.

А в это время мы погрузили наборные кассы на машины, но заводить их не решались. И вдруг услышали беспорядочную стрельбу на улице и, раскрыв калитку, увидели «виллис» Захаренко. В лесу, что начинался сразу за окраиной города, Илья Фёдорович расставил пушки встретившегося ему артиллерийского взвода, отставшего от своего полка. Артиллеристы и прикрыли прорыв Захаренко с двумя машинами редакции из западни.

В последних фронтовых письмах домой он напишет: «Валя, первым пришёл я в армию, последним уйду. Не жди меня, пока не закончится война, пока не прогремит последний выстрел».

Захаренко был смертельно ранен в начале Берлинской операции в апреле 1945 года. Он не дожил до Победы всего двадцать дней. Похоронен во Львове на Холме Славы.

Одна из улиц города Челябинска в Курчатовском районе носит его имя. Памятный знак размещен на жилом доме № 2 по улице Захаренко.

 

Литература:
– Моисеев А.П. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988. 
– Моисеев А.П. Победа Века. Челябинская область в Великой Отечественной войне. – Челябинск, 2000.
– Резник Я. Добровольцы Урала: Очерки Воспоминания. / Сборник составил и литературно обработал Яков Резник; Второе дополненное издание. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.
– Челябинск: Энцикл. / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001.

 

Фото из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 10 июня, 2020 [15:20]
Дата изменения: 10 июня, 2020 [15:59]