[Версия для печати]

Родился 14 июня 1951 года, деревня Подорвиха, Иркутская область.

Заслуженный деятель искусств РA (1997)

Народный артист РФ (2004).

Российский режиссер документального и игрового кино.

 

Александр Сокуров родился в семье военного, участника Великой Отечественной войны. Высшее образование он получил на историческом факультете Горьковского университета (1974). Одновременно с учебой, в 1969-1975 годах Сокуров работал помощником режиссера, ассистентом режиссера и режиссером на Горьковском телевидении. Затем он учился во ВГИКе, где закончил мастерскую научно-популярного кино (1979), которую не авторитарно и достаточно свободно вел А. М. Згуриди.

 

Фильм «Одинокий голос человека» (по прозе Андрея Платонова) Сокуров готовил в качестве диплома, но он был снят с защиты и едва не уничтожен. С 1980 года режиссер жил и работал в Санкт-Петербурге («Ленфильм»). Лишь в 1987 году Сокурова легализовали, выпустив на экран одиннадцать фильмов, снятых за 9 лет. Это — фильмы документальные, историко-философские: о судьбах России, ее культуре; о взаимоотношениях художника и народа, художника и власти, человека и времени. Игровые фильмы «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие» обозначили два направления творчества режиссера. Одно, ориентированное на отечественную, другое — на западно-европейскую культуру. В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с глубиной авторского замысла.

Глубокая грусть, мужественная сдержанность, страстность и затаенная нежность, благородство, трагизм. Все было в этих фильмах «раннего» Сокурова. Так он и дальше будет работать и в документалистике и в игровом кино. Продолжится цикл элегий, развивая «русскую идею» Сокурова. Появятся документальные сериалы «Ленинградская ретроспектива» и «Духовные голоса». В игровом кино будут сняты «Дни затмения» и «Спаси и сохрани» — первый фильм по мотивам прозы братьев Стругацких, второй — романа Г. Флобера «Мадам Бовари».

 

И киномир постепенно его узнавал, награждал. Призы на интеллектуальных киносмотрах в Локарно, Тампере, Берлине, Оберхаузене, Роттердаме, Флоренции. В середине 90-х Сокурова как «родного» приняла Япония. Его открытие этой страны, этой культуры — фильмы, снятые там для телевидения: «Восточная элегия» и «Смеренная жизнь». Он действительно в культуре мира, а не только в отечественной находит свои эстетические корни. Не в киноискусстве, а в фундаментальных и первородных — литературе, музыке, живописи.

 Терновым венцом жизнетворчества «зрелого» Сокурова стала его тетралогия 90-х годов. : «Круг второй» — «Камень» — «Тихие страницы» — «Мать и сын». Игровые фильмы о сущности жизне-смертных отношений. Главная тема этого масштабного цикла, главная тема его творчества обнажилась, вышла на крупный план. Тема смерти. Сокуров не раз говорил, что видит цель своих усилий в искусстве в том, чтобы подготовить человека к неизбежному и главному моменту его жизни, помочь преодолеть ужас смерти.

Первый фильм — познание себя самого через смерть близкого человека. Второй — постижение бессмертия духовного «я». Третий — открытие небытия живого без духовной основы. Четвертый — обретение бессмертия в любви к самому близкому на земле человеку. Главные персоны тетралогии: сын, хоронящий отца; дух Чехова, посетивший свой дом; святая и безбожник; сын и умирающая мать.

С конца 1990-х работает над трилогией фильмов, посвященных великим диктаторам 20 века. Уже сняты фильмы о Гитлере («Молох», приз за сценарий МКФ в Каннах) и о Ленине («Телец»). Великие диктаторы предстают в лентах режиссера несчастными людьми, неспособными разобраться в своих личных проблемах. Сокуровский Гитлер, чей один день в альпийской резиденции показывает режиссер, одинокий, несчастный и никчемный человек, неспособный даже разобраться в своих отношениях с любимой женщиной Евой Браун. А полупарализованный Ленин выглядит, как восковая кукла, и практически утратил все черты автономной личности. В обоих фильмах роль диктатров блестяще исполнил актер Л. Мозговой.

Фильмы Сокурова становятся все менее населенными. Экранное время сжимается. Пластика теряет динамику, становясь все более живописной, а не кинематографичной. Режиссура все более аскетичная, спрятанная, направленная внутрь, по вертикали. Кино Сокурова чем дальше, тем явственнее уходит от традиционного кино, преображаясь в напряженную авторскую духовную деятельность, ту, что можно назвать медитацией через экран. Может быть, в этом художнику даже не нужен зритель. Но есть зритель, которому необходим такой художник.

Призы и награды

"Одинокий голос человека"

1987 - Приз «Бронзовый леопард» МКФ в Локарно.

"Мария"

1988 - Главный приз жюри критиков, Приз спонсоров фестиваля на ВКФ неигрового кино в Свердловске.

"Круг второй"

1990 - Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Роттердаме.

"Советская элегия"

1993 - Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене.

"Спаси и сохрани"

1993 - Гран-при МКФ в Дюнкерке;

- Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Монреале.

"Восточная элегия"

1996 - Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене.

"Духовные голоса"

1996 - Государственная премия России, Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинации «лучшая режиссура»;

- Приз Prix Sony special video на МКФ в Локарно;

- Государственная премия РФ.

"Мать и сын"

1997 - Приз «Серебряный Георгий», Приз Гильдии киноведов и кинокритиков, Приз им. А. Тарковского на МКФ в Москве;

- Приз ФИПРЕССИ, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи;

- Спец. Приз экуменического жюри CICAE на МКФ в Берлине;

- Приз «За верность идеалу в искусстве» на КФ «Виват, кино России» (Санкт- Петербург).

"Молох"

1999 - Приз за режиссуру, Приз прессы на КФ «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург);

- Приз за «Лучший сценарий» на МКФ в Каннах.

"Телец"

2002 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинациях «лучший фильм», «лучшая режиссура» (Александр Сокуров), «лучший сценарий» (Юрий Арабов), «лучший оператор» (Александр Сокуров), «лучший художник» (Наталья Кочергина), лучшая женская и мужская роль (Мария Кузнецова и Леонид Мозговой);

- Премия «Ника» за 2001 год в номинациях «Лучший игровой фильм» (совм. с Виктором Сергеевым), «Лучший режиссер», «Лучший оператор» (Александр Сокуров);

- Гран-при девятого фестиваля российского кино «Окно в Европу», Приз «За лучшую мужскую роль» (Леонид Мозговой), Приз за лучшую женскую роль (Мария Кузнецова).

"Отец и сын"

2003 - Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах.

"Русский ковчег"

2004 - Премия Силвера Кондора Ассоциации кинокритиков Аргентины вноминации «Лучший иностранный фильм»;

- Приз в номинации «Лучший режиссер» на МКФ в Малаге;

- Приз Ассоциации кинокритиков Сан-Франциско.

"Солнце"

2005 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2005 год в номинации "Лучший фильм" и "Лучшая режиссерская работа";

- Гран-при XIII Международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;

- Приз за лучшую режиссерскую работу на II МКФ «Евразия»;

- Гран-при международного фестиваля «Золотой Абрикос».

"Александра"

2007 - Time for peace Film and Music Award в номинации "Лучший европейский фильм" и "Лучшая актриса".

 май 2008 - лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за создание фильма "Александра" и за вклад в развитие киноискусства.



Поделиться:
Дата публикации: 14 июня, 2016 [16:11]
Дата изменения: 06 июля, 2016 [16:17]