[Версия для печати]

Сергей Аполлинариевич Герасимов — советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, драматург и педагог, профессор. Член Академии АПН СССР. Народный артист СССР (1948).

Биография

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года. Факт зафиксирован в метрической книге церкви Святой Параскевы посёлка Кундравы за 1906 год. Отец — инженер-технолог Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863—1909), из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции. Политссыльной была и мать — Юдифь Борисовна Эстрович, — из двинской еврейской купеческой семьи, принявшая ради брака православие (в замужестве — Юлия Борисовна Герасимова). В ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ.

В 1894 году супруги переехали на Урал, где отец, инженер, работал на Миасском заводе. В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойников» Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.

В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930 г.) окончил Техникум сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. И. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов).

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. П. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).

 

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. С. Маркиной и М. С. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939). Автор сценария и режиссёр — С. Герасимов, главный оператор — В. Т. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия».

Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков.

Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 году фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссёр С. А. Герасимов, главный оператор В. А. Рапопорт. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на Мкф в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Мкф в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Вкф в Москве (1958).

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками.

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Николай Розанцев, И. В. Макарова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских и многие другие.

Герасимов выступал и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах Герасимов перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Знаменитый фильм А. Я. Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

Умер С. А. Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого», 26 ноября 1985 года (по другим источникам — 28 ноября[15]), после операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

Режиссёрские и сценарные работы

 

    1929 — Двадцать два несчастья (Две страсти активиста Иванова / Пять Маратов) (режиссёр, совместно с С. И. Бартеневым) — не сохранился

    1932 — Сердце Соломона (Интернационал) (сценарист, режиссёр, совместно с М. Кресиным)

    1932 — Лес (сценарист, совместно с И. Л. Прутом, режиссёр) — не вышел на экраны

    1934 — Люблю ли тебя?

    1936 — Семеро смелых

    1938 — Комсомольск

    1939 — Учитель

    1941 — Маскарад (по пьесе М. Ю. Лермонтова)

    1941 — Старая гвардия

    1941 — Боевой киносборник № 1

    1941 — Встреча с Максимом

    1941 — Чапаев с нами (сценарист)

    1943 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым)

    1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (сценарист и режиссёр совместно с другими)

    1944 — Большая земля

    1948 — Молодая гвардия (по роману А. А. Фадеева)

    1950 — Освобождённый Китай (документальный фильм совместно с киноработниками Китая)

    1951 — Сельский врач

    1954 — Надежда (сценарист и режиссёр)

    1956 — Дорога правды (сценарист)

    1958 — Тихий Дон (по роману М. А. Шолохова)

    1958 — Память сердца (сценарист)

    1959 — Говорит спутник (сценарист и режиссёр совместно с Б. Волчеком, В. Дорманом и Г. Оганесяном)

    1961 — Карьера Димы Горина (художественный руководитель фильма)

    1961 — У Крутого Яра (художественный руководитель фильма)

    1962 — Люди и звери

    1967 — Журналист

    1969 — У озера

    1972 — Любить человека

    1974 — Дочки-матери

    1976 — Красное и чёрное

    1980 — Юность Петра

    1980 — В начале славных дел

    1984 — Лев Толстой

 

Актёрские работы

Сергей Герасимов в фильме «Маскарад» (1941)

    1925 — Мишки против Юденича — Шпик

    1926 — Чёртово колесо (Моряк с «Авроры») — «Человек-вопрос», фокусник, главарь бандитской шайки

    1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист

    1927 — Союз великого дела (С. В. Д.) — Медокс

    1927 — Братишка — 2-й шофёр

    1927 — Чужой пиджак — агент Скальковский

    1929 — Новый Вавилон (Штурм неба) — журналист Лутро

    1929 — Обломок империи (Господин фабком) — Меньшевик

    1931 — Одна — Председатель сельсовета

    1932 — Три солдата (Зачем вы здесь?) — Командир стального полка

    1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Второй бонза

    1934 — Разбудите Леночку

    1935 — Граница (Старое Дудино) — Портной Яков

    1938 — Выборгская сторона — эсер

    1938 — Комсомольск — Шпион (в титрах не указан)

    1941 — Маскарад — Неизвестный

    1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — князь Львов-Щербацкий

    1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников

    1969 — У озера - эпизод (нет в титрах)

    1974 — Дочки-матери — Пётр Воробьёв

    1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни — документальный фильм о П. М. Алейникове

    1984 — Лев Толстой — Лев Толстой

 

Театральные постановки

    1952 — «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни (вместе с С. И. Самсоновым и Т. М. Лиозновой) — Театр Вахтангова

 

Премии

 

    Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)

    Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)

    Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)

    премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большуюобщественно-политическую деятельность

    Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)

    Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет

 

Награды и звания

 

    народный артист СССР (1948)

    Герой Социалистического Труда (1974)

    четыре ордена Ленина (1961, 1966, 1974, ?)

    орден Октябрьской Революции

    два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)

    орден Красной Звезды (1944)

    орден Белого льва III степени (Чехословакия)

    ордена и медали иностранных государств.

    Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)

    ВКФ (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)

    ВКФ (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)

    Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)

    МКФ в Карловых Варах (1958, Большая премия «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)

    МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)

    МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)

    МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)

    ВКФ (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)

    ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)

    ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)

    МКФ в Карловых Варах (1984, Большая премия («Хрустальный глобус»), фильм «Лев Толстой»)

    ВКФ (1985, Главный спец. приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)

 



Поделиться:
Дата публикации: 20 мая, 2016 [10:15]
Дата изменения: 31 мая, 2016 [10:22]