[Версия для печати]

Сколько по времени должен длиться социальный эксперимент, чтобы исследователь смог увидеть значительные изменения? Проект «ГУЛ плюс» просуществовал в пространстве городского сада имени Пушкина в течение двух месяцев. И его можно смело назвать экспериментальным, ведь условия, созданные организаторами, прямо скажем, не из привычных. Не каждый день сталкиваешься на улице с такой концентрацией живых, предельно искренних эмоций и еще: с оглушительным воздействием речи, с языком, далеким от повседневности. Пока сложно сказать, какое место заняла «Поэтическая среда» в прозаичной жизни Челябинска, но это, определенно, был необычный опыт для нашего города. Почему был? Сегодня, 26 августа, состоится финальная встреча.

Восемь сред июля и августа на фоне профиля Александра Сергеевича каждый раз обсуждался один из аспектов поэтического творчества. Здесь говорили об отношениях поэта и города, о метаморфозах времени, о читательских предпочтениях. Речь заводили издалека, вспоминая об именинах авторов, родившихся в стародавние времена. В свою очередь, речь далеко вела участников, погружая в стихотворный мир Урала наших дней. На прошлой неделе это неохватное поэтическое пространство удалось масштабировать во вполне зримый образ уральского поэта.

О том, можно ли вообще мыслить географически о поэзии, рассуждала доктор филологических наук Марина Загидуллина. По ее мнению, выделять региональный компонент из общемирового движения не следует, но есть определенное родство, позволяющее понять своеобразие взгляда тех, кто живет и пишет в горно-заводской зоне. В индустриальные пейзажи уральские поэты вписывают не дом, а домну, в неровном ландшафте складывается не стройная история, а рваный сказ обо всем, что происходит вокруг. Камертоном этой суровой картины становится нежность, которая сквозит сквозь залатанную цеховую крышу или бежит первым весенним ручьем по городской подворотне.  

На еще одну особенность Уральской поэтической школы обращает мое внимание Марина Волкова. «У нас на Урале такая высокая концентрация хороших поэтов, что остальные регионы нам просто завидуют. Самая отличительная черта уральской поэзии – это крепкое поэтическое братство, – говорит Марина Владимировна. – Это когда поэты продвигают не только себя, но и ближнего, когда люди готовы по первому зову прийти, если это необходимо кому-то». И в этом тезисе мы могли воочию убедиться. Просто чтобы выступить на одной сцене, в горсад приехали челябинские, пермские, екатеринбургские авторы. Кто-то расположился на лавочках прямо с рюкзаком и дорожными сумками - слушают и ждут своей очереди. Слышат и свои строчки в исполнении читателей.

Видеть горожан в роли чтецов, в конце рабочего дня, в центре шумного мегаполиса – необыкновенно. Некоторые библиотекари и неслучайные зрители рассказывают так хорошо, что остается только удивляться, как сторонний наблюдатель может настолько тонко ощутить ритм чужого вроде бы сердца. Люди самых разных профессий и возрастов  пережили на сцене горсада этот опыт. В прошлую среду, например, стихи Антона Бахарева-Чернёнка прочел начальник управления культуры Дмитрий Назаров.

 Следом к микрофону вышел сам Антон.

 

Дальше читали поэты из Екатеринбурга Константин Комаров и Сергей Ивкин.

Потом выступила Полина Потапова.

 

Елена Оболикшта в акустике пела песни на стихи Александра Петрушкина.

 

Зрители услышали стихи в исполнении Александра Самойлова, Ирины Аргутиной, Яниса Грантса.

   

Последними во втором блоке выступали молодые поэты под руководством Романа Япишина. А в сторонке за действом наблюдал Виталий Кальпиди.

 

Вот о какой концентрации поэзии говорила мне Марина Волкова. Впечатление, которое осталось после этих авторских чтений и музыкального прочтения Елены Оболикшты -  измененное сознание. Я слышала много мнений о проекте, и ближе всего к моим собственным ощущениям оказалось смутное чувство, которое пытался объяснить один собеседник - тебе пусть ненадолго, но удалось приобщиться к нездешнему языку, который создает совершенно особую среду, поэтическую среду, в определенном месте, в назначенное время. И среда эта оказалась живой и деятельной по отношению к своим обитателям – аудитория понемногу прирастала постоянными слушателями, а к свободному микрофону для народных поэтов неизменно выстраивалась очередь из желающих поделиться собственными стихами.

Творчество оказалось заразительным. Одной из "жертв" стал Михаил Стригин. Зрители увидели спектакль на его стихи под названием «Рискнуть замедлить время». Михаил когда-то окончил литературные курсы ЧГАКИ, и с тех пор самостоятельно издал несколько поэтических сборников. Стригин по профессии предприниматель, призвание диктует ему писать стихи, а режиссер Юлия Бадакова помогла визуализировать поэзию в театральной постановке. Актеры-студенты из академии культуры показали историю любви в пластических этюдах, песнях, стихотворных монологах.

Сегодня челябинцев ожидает заключительная «Поэтическая среда». Героями финальной встречи станут поэты Уральской поэтической школы Константин Рубинский и Полина Потапова, а также молодой поэт, активная участница проекта «Молодые-молодым» Елена Меньшенина. Начало, как всегда, назначено на 16.00, все случится в горсаду Пушкина.

За фото спасибо Надежде Медведкиной.

Кальярова Карина



Поделиться:
Дата публикации: 26 августа, 2015 [10:29]
Дата изменения: 26 августа, 2015 [16:00]