[Версия для печати]

16 и 17 мая в Камерном театре состоится премьера спектакля «Отцы и сыновья» по пьесе ирландского драматурга Брайена Фрила, в основе которой – роман Тургенева «Отцы и дети».

Брайен Фрил известен своим преклонением перед классической русской литературой, перед творчеством Чехова и Тургенева, а также собственными адаптациями их произведений. В пьесе и спектакле, как и в романе-первоисточнике, дело происходит в середине девятнадцатого века, накануне отмены крепостного права. Мы встретимся с известными со школьной скамьи персонажами – нигилистом Базаровым и его другом Аркадием, их близкими; и, конечно, с помещицей Анной Сергеевной, женская и человеческая притягательность которой на обоих подействовала магически.

Однако вслед за ирландским драматургом театр сгущает, концентрирует события, стирает с первоисточника хрестоматийный глянец, обнажая близость происходящего дню сегодняшнему. На это указывают не только строй речи, манера и способ общения персонажей. Не только вещественная среда, окружающая героев – от дизайнерских стульев, баскетбольной корзины до сверкающего, грохочущего мотоцикла. Но, прежде всего, обострение конфликта между социально активным человеком-созидателем и людьми слабыми, либо узко практичными, обустраивающими только собственное индивидуальное пространство.

Режиссер спектакля Алексей Янковский (Санкт-Петербург) не в первый раз сотрудничает с Камерный театром. До сих пор не сходит со сцены и будоражит зрительское воображение его «Чайка», поставленная к 150-летию со дня рождения Чехова. По мнению режиссера, проблема связи, преемственности поколений, другими словами, отцов и детей — важнейшая для судеб России. Особо она обостряется в переходное, переломное время, в которое жил Базаров, герой Тургенева. В такие времена много говорят, но мало делают. И сам дух отрицания, заложенный в Базарове, приобретает огромное позитивное значение.

Янковский работал и над костюмами к спектаклю, добиваясь не столько соответствия эпохе, сколько стильности, благородства форм и фактур. Ради достижения этих целей ему пришлось обойти множество комиссионок Петербурга и Москвы, Екатеринбурга и Челябинска.

Оформление спектакля принадлежит Надежде Чехович, студентке факультета сценографии РАТИ (ГИТИС). Пространство оформлено молодой художницей по-юношески смело, фантазийно, без страха перед эклектикой, которая в эпоху постмодернизма перестала восприниматься сугубо отрицательно. В финале по замыслу художницы на планшет сцены обрушится более сотни яиц, что станет завершающей смысловой метафорой всего спектакля.



Поделиться:
Дата публикации: 13 мая, 2014 [09:47]
Дата изменения: 15 мая, 2014 [10:27]