[Версия для печати]

 

 

1 февраля - Петр Савин (110 лет)

  110 лет назад родился Петр Николаевич Савин. Заслуженный артист РСФСР (1958).

  Петр Савин родился в Москве. Его отец работал на заводе, а мать была домашней хозяйкой.

  Петр после окончания школы пошел работать слесарем на чугунолитейный завод. По воле случая, в 1925 году, он снялся в небольшом эпизоде фильма «Крест и маузер», съемки в котором стали решающими в выборе будущей профессии. В этом же году Савин поступил на кинокурсы имени Чайковского, учебу на которых стал совмещать с работой на заводе.

 Окончив кинокурсы в 1927 году, Петр Савин стал много сниматься, играя, в основном, своих современников – молодых рабочих и деревенских парней. Среди лучших работ раннего периода: Васька («Кружева»), Тимошка («Гармонь»), Петр Иванович («Случайная встреча»), Емеля («По щучьему велению»), Гараев («Тимур и его команда»).

  В начале Великой Отечественной Войны Петр Савин был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил работу на Центральной объединенной киностудии. Затем, с 1943 по 1946 годы, был актером Центрального Театра Красной Армии. В 1946 году был принят в штат киностудии «Мосфильм» и театра-студии киноактера (с 1951 по 1954 годы актер уезжал в Германию, где работал в театре Группы советских войск).

 Петр Савин был трижды женат. От первого брака у него родилась дочь, от второго – сын Александр Савин, который стал кинооператором. В третий раз Петр Николаевич женился в 1946 году и прожил с женой до самой своей кончины.

  С возрастом Петр Савин перешел на роли второго плана и эпизоды, играя, в основном, рабочих, руководящих работников и военных. Среди работ: Мальцев («За витриной универмага»), замполит («Солдат Иван Бровкин»), Попов («Приключения Артемки»), Балашев («Шторм»), Чужак («Нахаленок»), Тимохин («Война и мир»).

  В 1964 году режиссер Владимир Монахов пригласил Савина на роль председателя исполкома в фильм «Непрошенная любовь». Петр Николаевич был нездоров, но работать все-таки согласился. Была зима, стояли сильные морозы. Сниматься пришлось ночью, в легких ботинках и тонкой куртке. В результате этих съемок актер подхватил двухстороннее воспаление легких, которое переросло в полиартрит, мучавший потом Савина всю дальнейшую жизнь. В результате болезней, в 1975 году Петр Савин был вынужден уволиться с «Мосфильма».

 

Фильмы и роли:

1925 - «Крест и маузер» (хулиган)
1927 - «Кинокарьера звонаря» (Петя)
1928 - «Кружева» (Васька)
1928 - «Пленники моря» (красноармеец)
1929 - «Черный парус» (Найденов)
1930 - «Стыдно сказать» (Лещ)
1931 - «Лицо врага» (Яшка)
1931 - «Разгром» (Чиж)
1932 - «Крылья» (Алексей)
1933 - «Конвейер смерти» (Кристи)
1934 - «Гармонь» (Тимошка)
1935 - «Дуэль» (Валентин)
1935 - «Последний табор» (Сенька)
1936 - «Случайная встреча» (Петр Иванович)
1937 - «Ущелье Аламасов» (Светланов)
1938 - «Борьба продолжается» (Ганс)
1938 - «Гайчи» (эпизод)
1938 - «По щучьему велению» (Емеля)
1939 - «Комендант птичьего острова» (краснофлотец)
1939 - «Личное дело» (учитель)
1939 - «Ночь в сентябре» (Слива)
1939 - «Трактористы» (друг Клима)
1940 - «Весенний поток» (Костя Уманцев)
1940 - «Тимур и его команда» (Гараев)
1941 - «БКС № 3» (разведчик Белкин в новелле «Мужество»)
1941 - «В тылу врага» (командир батареи)
1942 - «Сын Таджикистана» (боец)
1944 - «Поединок» (дежурный администратор)
1945 - «Это было в Донбассе» (гимназист)
1946 - «Наше сердце» (конструктор)
1946 - «Первая перчатка» (болельщик)
1947 - «Мальчик с окраины» (помощник машиниста)
1947 - «Повесть о «Неистовом» (Кочетков)
1948 - «Мичурин» (чекист)
1948 - «Повесть о настоящем человеке» (шофер)
1949 - «Путь славы» (нормировщик)
1949 - «Сталинградская битва», 1-я серия (гвардеец)
1954 - «Солдат Иван Бровкин» (замполит)
1955 - «За витриной универмага» (Мальцев)
1956 - «Море зовет» (Петр)
1956 - «Обида» (эпизод)
1956 - «Приключения Артемки» (Попов)
1956 - «Пролог» (Косой)
1957 - «Две жизни», (кузнец Федор)
1957 - «Девушка без адреса» (лейтенант милиции)
1957 - «К Черному морю» (Стрельников)
1957 - «На острове Дальнем» (Кравцов)
1957 - «Цель его жизни» (Гапоненко)
1957 - «Шторм» (Балашев)
1958 - «Дорогой мой человек» (повар)
1958 - «Стучись в любую дверь» (шофер такси)
1959 - «В нашем городе» (эпизод)
1959 - «Заре навстречу» (Егоров)
1959 - «Судьба человека» (хозяин дома)
1960 - «Ровесник века» (Бутягин)
1960 - «Русский сувенир» (начальник охотничьего хозяйства)
1960 - «Чудотворная» (Иван Макарович)
1961 - «Евдокия» (начальник строительства)
1961 - «Нахаленок» (Чужак)
1961 - «Человек ниоткуда» (Крылов)
1962 - «Ход конем» (Феликс Павлович)
1963 - «Первый троллейбус» (милиционер)
1963 - «Секретарь обкома» (водитель Денисова)
1964 - «Непрошенная любовь» (председатель исполкома)
1964 - «Остров Колдун» (эпизод)
1964 - «Через кладбище» (Калюто, командир партизанского отряда)
1965 - «Заговор послов» (Ксенофонтов)
1965 - «О чем молчала тайга» (директор школы)
1965 - «Чрезвычайное поручение» (матрос)
1965-66 - «Война и мир» (Тимохин)
1966 - «Дикий мед» (Зубченко)
1966 - «Дневные звезды» (эпизод)
1966 - «Черт с портфелем» (сотрудник редакции)
1966 - «Я солдат, мама» (полковник)
1967 - «Звезды и солдаты» (эпизод)
1968 - «Крах» (человек Красина)
1968 - «Семь стариков и одна девушка», тв (начальник Анисова)
1968 - «Хозяин тайги» (председатель сельсовета)
1970 - «Ватерлоо», Италия (офицер)
1970 - «Посланники вечности» (солдат)
1971 - «Если ты мужчина» (начальник участка)
1971 - «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (часовщик)
1971 - «Тени исчезают в полдень», тв (бухгалтер совхоза)
1972 - «Высокое звание. Я – Шаповалов Т.П.» (солдат)
1973 - «Таланты и поклонники» (обер-кондуктор)

Похоронен актер на Востряковском кладбище.

 


3 февраля - Эдуард Володарский (75 лет)

 Известный советский и российский сценарист, драматург, актер Эдуард Яковлевич Володарский родился 3 февраля 1941 года в Харькове (Украина).

 В 1947 году переехал в Москву. В 1962 году поступил на сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). В 1968 году окончил его.

 В 1987 году Эдуард Володарский вместе с кинодраматургами Валентином Черных и Валерием Фридом создали студию "Слово" на киностудии "Мосфильм", с 1998 года Володарский работал главным редактором этой студии.

 Дебютировал сценариями короткометражных фильмов "Шестое лето" и "Возвращение". Первый сценарий полнометражного фильма - "Белый взрыв" (1970, в соавторстве со Станиславом Говорухиным).

 Наиболее известные из кинофильмов, снятых по сценариям Эдуарда Володарского: "Дорога домой" (1969), "Антрацит" (1970), "Проверка на дорогах" (1971), "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1972), "Риск" (1973), "Убит при исполнении" (1974), "Мой друг Иван Лапшин" (1975), "Вторая попытка Виктора Крохина" (1976), "Восемь дней надежды" (1977), "Дым Отечества" (1980), "Емельян Пугачев" (1981), "Оглянись" (1982), "Война" (1983), "Шантажист" (1984), "Апелляция" (1986), "Отряд особого назначения" (1986), "Странник" (1987), "За последней чертой" (1987), "Кому на Руси жить" (1991), "Бездна, или круг седьмой" (1992), "Одинокий игрок" (1993), "Обыкновенный большевизм" (1999), "Штрафбат" (2004, мини-сериал) и др. Сценарист работал также над сценариями для американских, финских, эстонских продюсеров.

 Эдуард Володарский занимался и театральной драматургией. Первая его пьеса - "Долги наши" (1973) - была сразу же поставлена Олегом Ефремовым во МХАТе, она шла в 129 театрах СССР. Не меньшим успехом пользовалась также пьеса "Уходя, оглянись" (1975). Всего же Володарским написано 11 пьес и более 70 киносценариев.

 Кроме того, он - автор нескольких книг: "Русская, или преступление без наказания", "У каждого своя война", "Дневник самоубийцы", "Охотник за черепами". Писатель работал в жанре "исторической фантастики".

 Володарский сыграл в нескольких кинофильмах: "Крестьянский сын" (1975), "Черный треугольник" (1981), "Торпедоносцы" (1983), "Одинокий игрок" (1995).

 Член Союза писателей СССР (1976), заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1987, за сценарий фильма "Мой друг Иван Лапшин"), лауреат Государственной премии СССР (1988, за фильм "Проверка на дорогах").

 Награжден медалью им. А. Довженко и орденами Почета и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

 Володарский увлекался охотой, чтением, коллекционированием курительных трубок.

 Жил и работал в Москве. 


4 февраля - Александра Завьялова (80 лет)  

 Завьялова Александра Семёновна. Родилась 4 февраля 1936 года в селе Титовка Тамбовской области.

 В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского. Была актрисой Брестского драматического театра. 

 С 1959 — актриса киностудии «Мосфильм», затем – «Ленфильм». Создавала эмоционально насыщенные образы гордых, независимых женщин, часто маскирующих напускным цинизмом и грубоватостью душевную боль, недоверие к людям.

 О её блестящем актёрском мастерстве было сказано немало добрых слов, однако судьба её сложилась не слишком счастливо: став настоящей звездой после ролей в фильмах «Люди на мосту», «Ждите писем» и «Алёшкина любовь», она добрый десяток лет получала от режиссёров предложения только на «повторение пройденного». Лишь в сериале «Тени исчезают в полдень» в роли Пестимеи она вновь блеснула своим большим драматическим талантом, чтобы потом вообще исчезнуть с экранов.

 Завьялова долгое время нигде не снималась, появившись после двадцатилетнего перерыва только в небольшой роли в сериале «Белые одежды» (1992).

 Живёт в Санкт-Петербурге, имеет дочь, сына и двух внуков.

 Заслуженная артистка России (1994).

 

Фильмография:

1959 — «Люди на мосту» — Лена
1959 — «Песня о Кольцове» — Дуня
1960 — «Алёшкина любовь» — Зинка
1960 — «Ждите писем» — Римма
1960 — «Хлеб и розы» — Любаша Тиунова
1961 — Будни и праздники — Светлана
1964 — «Одиночество» — Наташа
1964 — «Фро» — Фро
1965 — «Клятва Гиппократа» — Валентина Томилова
1967 — «Сергей Лазо» — Ольга Грабенко
1967 — «Четыре страницы одной молодой жизни» — Полина
1969 — «Встреча у старой мечети» — Маша
1971 — «Тени исчезают в полдень» — Пистимея Макаровна Морозова
1992 — «Белые одежды» — Раечка

 


5 февраля - Виктор Ильичев (70 лет)

 Ильичёв Виктор Григорьевич. 5 февраля 1946 года (Ленинград) — 8 октября 2010 года (Бока-Ратон, Флорида, США). Заслуженный артист РСФСР (5.08.1988).

 Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1967, курс Георгия Товстоногова).

 С 1967 года — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.

 С 1977 года — актёр киностудии "Ленфильм". 

 Снялся более чем в 100 фильмах, среди которых такие известные, как "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Собака на сене", "Трое в лодке, не считая собаки", "Фрак для шалопая", "Инспектор ГАИ", "Трест, который лопнул", "Зелёный фургон", "Витя Глушаков — друг апачей", "Гений".

 Когда схлынул мутный и обильный вал так называемого кооперативного кино, работы для актёров в России несколько лет не было вообще. «На нуле» сидели даже такие востребованные актёры, как Виктор Григорьевич. Именно тогда и подвернулось предложение из-за океана. Дело в том, что жена актёра — балерина Кировского театра Светлана Осиева — когда-то училась и танцевала вместе с Михаилом Барышниковым. Он старых друзей, как выяснилось, не забыл и помог найти место преподавателя в американской балетной школе. В начале 1990-х годов Виктор с женой и сыном Михаилом уехали в США. Как выяснилось, навсегда.

 В Америке с работой у Ильичёва не сложилось, главным делом Виктора там стала забота о семье. Актёр скончался на 65-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни в Южной Флориде, США.
 


12 февраля - Готлиб Ронинсон (100 лет) 

 Родился 12 февраля 1916 года в оккупированном немецкими войсками городе Вильно (ныне - Вильнюс, Литва).

 Заслуженный артист РСФСР (27.11.1970).

 Народный артист РСФСР (5.09.1989).

 В 1928-1939 годах — участник детского хора и солист миманса Большого театра СССР.

 В 1941-1945 годах — старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске.

 В 1945 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина.

 В 1946-1991 актер Московского Театра драмы и комедии на Таганке.

 

Готлиб Михайлович, "дядя Гоша" — один из наиболее выдающихся таганских актёров.

 Один из лучших российских комедийных, острохарактерных актёров.

 Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах "Зигзаг удачи", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "12 стульев", "Берегись автомобиля", "Бег" и многих других.

 Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. 45 лет Готлиб Ронинсон проработал в Московском театре драмы и комедии на Таганке — он оказался единственным актёром, который числился в этой труппе до прихода Юрия Любимова и оставался в ней при новом руководстве. У Любимова Ронинсон играл довольно много, причем самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические.

 Ушёл из жизни 25 декабря 1991 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.
 

 Театральные работы

  • Подъячий Живуля («Каширская старина» Д.В. Аверкиева, 1947)
  • Кот Флегонт («Семь волшебников» А.Д. Симукова, 1951)
  • Настройщик («Грех» С. Жеромского, 1954)
  • Аким («Факир на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, 1958)
  • Дож Венеции, Кардинал, Маршал двора («Жизнь Галилея» Б. Брехта, 1966)
  • Бухгалтер Давыдович («Час пик» Е. Ставинского, 1969)
  • Фирс («Вишневый сад» А.П. Чехова, 1976)
  • Поплавский («Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову, 1977)
  • «Добрый человек из Сезуана»
  • «Герой нашего времени»
  • «Антимиры»
  • «Десять дней, которые потрясли мир»
  • «А зори здесь тихие…»

 


19 февраля - Алла Ларионова (85 лет)

 Родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви.

 Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).

 Народная артистка РСФСР (9.02.1990).

 Отец – директор райпищеторга, мать – завхоз в детском саду.

 Матушка-природа не поскупилась и одарила её по высшему разряду. У неё была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы – но роскошная грива, не губы – но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией.

 В 1947-м судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв облик расторопного ассистента режиссёра по актёрам: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что девочка тут же ответила: «Да!». Она была тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учёт в актёрский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Первое появление в кадре - фильм А. Довженко "Мичурин".

 Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учёбу Алла совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки.

 Окончив школу, она не раздумывая подала документы сразу в два института – ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: "Девочка, сколько тебе лет?". – "17", – говорю. А он: "Так в 17 лет надо память получше иметь...".

 Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. "У неё нос большой и губы," – сказал мэтр жене и пожизненной своей ассистентке, «Хозяйке Медной горы» Тамаре Фёдоровне Макаровой, – "Она некрасивая и нефотогеничная". Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: "Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!". И – убедила. Но обо всём этом Алла Дмитриевна узнала позже.

 Гадкий утёнок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя – самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всём советском кино 1950-х годов.

 С 1953 года – актриса Театра-студии киноактёра.

 В кино начала сниматься ещё будучи студенткой, её первая роль в картине "Садко". Фильм имел потрясающий успех! Ошеломляющая славянская красота Аллы Ларионовой нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии. С нею она ездила на международный кинофестиваль в Венецию, и итальянские газеты писали: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», "Солнце Венеции – в волосах у Аллы". После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля – «Золотого льва», на неё буквально накинулись режиссёры и продюсеры. Она стала первой советской киноактрисой, которую позвал Голливуд. Сам Чаплин пригласил её сниматься в своём фильме, но тогдашние власти не разрешили Ларионовой работать за "железным занавесом". Случись это, артистическая судьба её могла бы сложиться иначе и её, вероятно, узнал бы весь мир. Чуда не произошло. По-настоящему узнала Аллу Ларионову только наша страна после "Анны на шее". Ларионова и потом немало снималась – были в общей сложности около сорока ролей, но именно чеховская Анна так и осталась на всю жизнь её талисманом. К сожалению, в последние годы жизни она до обидного мало снималась, но ездила по России на кинофестивали, а в советское время участвовала в практиковавшихся на больших стадионах празднествах под названием "Товарищ кино" или, к примеру, вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем "Деньги, коварство и любовь", где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Как актриса она, несомненно, сумела бы сделать неизмеримо больше того, что ей удалось, будь к ней внимательнее наш кинематограф. И всё же в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом "За выдающийся вклад в профессию".

 Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа тоже студента ВГИКа, который заканчивала когда-то и она, – у фильма было пророческое название: "Тихий ангел прилетел...".

 Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино. И сегодня, стоит ей появиться на экране в лентах прошлых лет, её образ завораживает. Это и называется – Актриса на века. Последние годы играла в антрепризе.

 После приезда в Москву с гастролей из Белгорода, во вторник вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать и... не проснулась. Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Похоронена 28 апреля на Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа – артиста Николая Рыбникова (1930-1990).

Призы и награды:  Приз Гильдии актеров кино России "За выдающийся вклад в профессию" (2000). 


 

28 февраля - Валерий Фокин (70 лет)

 Родился 28 февраля 1946 года в Москве.

 Русский театральный режиссер, педагог.

 Заслуженный артист РСФСР (12.06.1984).

 Народный артист РФ (29.01.1996).  

 Заслуженный деятель искусств Польши (1979).

 По окончании Московского художественного училища «Памяти 1905 года» работал художником-декоратором в московских театрах, оформлял спектакли в любительской студии Дома культуры им. Зуева.

 В 1970 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Б.Е. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой).

 С 1970 по 1985 годы - режиссер Московского театра «Современник». За неполные 15 лет Фокин выпустил 15 спектаклей, настолько разных, словно их ставили разные режиссеры. «Он рожден осколочным, бесстильным театральным временем, – писала критика, – которое дало отдельные спектакли, но не театры, не направления».

 Знакомству с творчеством Е. Гротовского, поразившим режиссера «высочайшей самоуглубленностью и самораскрытием, когда исчезали все признаки театра как игры», обязаны его спектакли на Малой сцене театра «И пойду, и пойду!..» Ф.М.Достоевского (1976) и «ситуации на темы Гамлета» У. Шекспира: из 200 этюдов для представления Фокин выбрал 10 (состоялось два показа, 1978). Параллельно с работой в «Современнике» Фокин ставил спектакли в других московских театрах и на телевидении.

 С 1985 по 1991 годы возглавлял Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Первый же спектакль «Говори…» А.М. Буравского по мотивам «Районных будней» В.В. Овечкина вернул зрителя в зал. «Аскетичный, но предельно выверенный режиссерски» спектакль стал одним из тех, с которыми на сцену театра пришли перестройка и гласность. В «Последнем посетителе» В. Дозорцева (1986), как и в предыдущей постановке, краски были суровы, сценические метафоры скупы и емки. В иной стилистике решались «Спортивные сцены 1981 года» Э.С. Радзинского (1987), «эпатирующее, громкое, откровенно театральное – до балаганности – зрелище». Эти постановки составили своеобразный триптих: объектом исследования в «Говори…» стала судьба страны, деградация власти; в «Последнем посетителе» – судьба отдельного человека, девальвация совести; в «Спортивных сценах 1981 года» – жизнь номенклатурной элиты, обесценивание морали.

 Попыткой ответить на вопрос: есть ли у революции иной путь, кроме террора, стал спектакль «Второй год свободы» по пьесе Буравского «Набережная Робеспьера», написанной по документам Великой французской революции (1988). Постановка «Приглашение на казнь» (1989; новая редакция, 1990) – своеобразный перевод Набокова на язык сцены. В Театральном центре им. Ермоловой поставил «Бесноватую» Н.Ю. Климонтовича (1991). Вскоре Фокин перешел в «Творческие мастерские» СТД РСФСР.

 В 1975-1979 годах преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 годах - в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.

 С 1988 года – председатель Комиссии по творческому наследию В.Э. Мейерхольда.

 С 1991 года до сентября 2011 года – художественный руководитель и генеральный директор Творческого центра им. Вс. Мейерхольда, с сентября 2011 года является Президентом ЦИМ. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием. Занимается собственными проектами, собирая для очередной работы новую команду артистов.

 С 2003 года — художественный руководитель и директор Александринского театра в Санкт-Петербурге.

 Фокин много работает за рубежом, ставил спектакли в Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США.

 В 2006 году вошел в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

 В 2012 году стал Председателем Гильдии театральных режиссеров России.

Театральные работы

Театральное училище им. Б. Щукина

1968 — «Чужая жена и муж под кроватью» Ф. Достоевского
1968 — «С вечера до полудня» В. Розова
1969 — «Время благих намерений» Л. Филатова
1970 — «Нос» Н. Гоголя
1970 — «Пышка» Ги де Мопассана Московский театр «Современник»
1971 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина
1972 — «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина
1973 — «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова
1974 — «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (совместно с Г. Б. Волчек и И. Л. Райхельгаузом)
1975 — «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Б. Л. Васильева
1976 — «И пойду! И пойду!..», композиция Ю. Ф. Карякина по мотивам повестей «Записки из подполья» и «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского
1977 — «Монумент» по маленькому роману Э. Ветемаа
1978 — «Гамлет» В. Шекспира 1979 — «Вкус черешни» А. Осецкой (совместно с М. Я. Али-Хусейном)
1979 — «Мы не увидимся с тобой» К. М. Симонова
1979 — «Поиск 891» Ю. С. Семёнова (совместно с Г. Волчек и М. Али-Хусейном)
1980 — «Лорензаччо» А. дё Мюссе
1982 — «Любовь и голуби» В. П. Гуркина 1983 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
1984 — «Риск» В. П. Гуркина по мотивам романа О. М. Куваева «Территория» (совместно с Г. Б. Волчек)
1984 — «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби
1985 — «Навеки девятнадцатилетние» по повести Г. Я. Бакланова
1996 — «Карамазовы и ад» Н. Ю. Климонтовича на темы позднего Ф. М. Достоевского
2004 — «Шинель» по повести Н. В. Гоголя Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1985 — «Говори!», инсценировка А. М. Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни»
1986 — «Последний посетитель» В. Дозорцева
1986 — «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского
1988 — «Второй год свободы» А. М. Буравского
1989 — «Приглашение на казнь» по роману В. В. Набокова
1991 — «Бесноватая» Н. Ю. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Центр им. Вс. Мейерхольда
1992 — «Мистерии» по мотивам работ скульптора В. Сидура (1992, совместно с Московским театром под управлением М. Пекарского)
1994 — «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
1995 — «Превращение» по Ф. Кафке (совместно с театром «Сатирикон»)
1998 — «Ещё Ван Гог…» по диалогам И. Савальева (совместно с Театром п\р О. Табакова)
2000 — «Воздушный город» по комедии Аристофана «Птицы» (совместно с Новосибирским молодежным театром «Глобус» и драматическим театром г. Варна «Стоян Бъчваров»)
2001 — «Антонен Арто. Анонс»
2002 — «Арто и его двойник» В. Семеновского Александринский театр
2003 — «Ревизор» Н. Гоголя (совместно с Центром им. Мейерхольда)
2005 — «Двойник» Фёдора Достоевского
2006 — «Живой труп» Льва Толстого
2008 — «Женитьба» Николая Гоголя
2009 — «Ксения. История любви» В. Леванова
2010 — «Гамлет» Уильяма Шекспира
2011 — «Ваш Гоголь» по произведениям Николая Гоголя
2012 — «Литургия ZERO» по роману Фёдора Достоевского «Игрок»
2013 — «Невский проспект. Городские этюды» по произведениям Н. Гоголя Другие театры
1976 — «Четыре капли» В. Розова (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша)
1976 — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя (ЦДТ, Москва)
1978 — «Старший сын» А. Вампилова (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша)
1978 — «С весной я вернусь к тебе» (Студия п\р О. Табакова)
1980 — «Ревизор» Н. Гоголя (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь, Польша)
1983 — «Лица» М. Мишина (Государственный Театр миниатюр, Москва)
1984 — «Старший сын» А. вампилова (Национальный театр г. Печ, Венгрия)
1987 — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония)
1989 — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Актерский театр, г. Сент-Пол, США)
1989 — «Идиот» Н. Климонтовича по Ф.Достоевскому (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония)
1991 — «Васса Железнова» М. Горького, 2-й вариант (Театр «Три-бюне», Штуттгарт, Германия)
1991 — «Женитьба» Н. Гоголя (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша)
1992 — «Змеиный остров» Л. Устинова (Театр "Ам Ноймаркт", Цюрих, Швейцария)
1993 — «Мертвые души» Н. Гоголя (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша)
1993 — «Васса Железнова» М. Горького (Высшая актерская школа, Краков, Польша)
1993 — «Бобок» Ф. Достоевского (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша)
1994 — «Наш человек» А. Островского (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша)
1995 — «20 минут с ангелом» А. Вампилова, 2-я редакция (Юбилей О. Табакова, Москва)
1996 — «Последняя ночь последнего царя» Э. С. Радзинского (театральное агентство «БОГИС»)
1996 — «Анекдоты» по произведениям Ф. М. Достоевского, А. В. Вампилова (Театр п\р О. П. Табакова)
1997 — «Наш человек» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (Новосибирский театр «Глобус»)
1998 — «Наш человек» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (Театр Польский, г. Вроцлав, Польша)
1998 — «Татьяна Репина» А. П. Чехова (Авиньонский фестиваль совместно с МТЮЗ)
1999 — «Три сестры» А. Чехова (Финский Национальный театр)
1999 — «Старосветская любовь» Н. В. Коляды по Н. В. Гоголю (театральное агентство А. Воропаева)
2000 — «Воздушный город» (Новосибирский театр «Глобус»)
2001 — «Свадьба А. Чехова (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша)
2003 — «Превращение» Ф. Кафки (Театральный Центр в Шизуока, Япония)
2005 — «Женитьба» Н.В. Гоголя (Центр искусств Арко, Сеул, Южная Корея)
2007 — «Пиковая дама» П.И. Чайковского (ГАБТ, Новая сцена)
2010 — «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», сценическое переложение повести «Записки из подполья» (Театр «Сатирикон» им. А. Райкина)

Призы и награды:

  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1987) — за постановку спектакля «Говори...» по В. В. Овечкину на сцене МАДТ имени М. Н. Ермоловой.
  • Государственная премия РФ (1994, за спектакль «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
  • Государственная премия РФ в области просветительской деятельности (2000) - "за сохранение, изучение и развитие творческого наследия Вс. Мейерхольда, создание Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда".
  • Государственная премия РФ (2003, за спектакль «Ревизор»).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28.02.2006).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2.06.2010).
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (22.11.2011).
  • Высшая российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль сезона (1994, «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
  • Высшая российская национальная театральная премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1994, спектакль «Нумер в гостинице города NN»).
  • Высшая российская национальная театральная премия «Хрустальная Турандот» за лучший спектакль сезона (1995, «Превращение» по Ф. Кафке).
  • Премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1997, спектакль «Последняя ночь последнего царя» Э. С. Радзинского).
  • Премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1998, спектакль «Еще Ван Гог…» по диалогам И. Савальева).
  • Высшая российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль сезона (2003, «Ревизор»).
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» за лучший спектакль сезона (2003, «Ревизор»).
  • Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за лучший спектакль малой формы (2006, «Шинель»).
  • Орден «Глория Артис» - высшая государственная награда Польши в области литературы и искусства.
  • Лауреат премии Станиславского (2008).
  • Лауреат премии имени Вс. Мейерхольда.
  • Российская Национальная театральная премия «Золотая Маска» - специальный приз жюри "За возрождение Александринского театра" (2008).
  • Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за лучшую работу режиссера (2009, спектакль «Женитьба»).
  • Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (СПб, 2013) - "За служение русскому репертуарному театру".
  • Орден за заслуги перед Отечеством II степени(2016).


Поделиться:
Дата публикации: 13 октября, 2016 [09:22]
Дата изменения: 13 октября, 2016 [10:47]