[Версия для печати]

 

Многие приметы известны нам с детства: черная кошка – не к добру, а левая рука чешется к деньгам, рассыпать соль – к ссоре, а уронить вилку означает, что надо либо постучать по дереву, либо готовиться к приему гостей. Существуют и профессиональные приметы, которых немало в театральной среде.

Одна из самых распространенных – присесть на листок с текстом, если его уронили во время репетиции. Еще режиссер Марк Захаров отмечал: «Я не суеверный человек, но в эту примету верю. Если текст пьесы падает, я всегда на него сажусь. Не могу ничего с собой поделать».

Аналогичного ритуала придерживаются и челябинцы. Актриса Камерного театра Надежда Нагдасева признается: «Среди актеров очень живуча эта примета: если ты уронил на сцене текст роли, надо на нем посидеть. И мы присаживались тоже».

Актриса Надежда Нагдасева

Очень трепетно относятся актеры к своим гримеркам. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену — с правой). Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение — во многих театрах вы не найдете ее под номером 13, так как это число считается «нечистым».

Свои «корпоративные» поверья есть и в отдельных театрах. Говорят, во МХАТе и в Театре Вахтангова нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это дурные знаки.

Известно, что многие актеры не стригутся перед спектаклем и не подравниваются. А если в гримерке вдруг наденешь вещь на левую сторону – обязательно что-нибудь забудешь или провалишь роль.

Добрые театральные приметы

У артистов есть и добрые приметы. Лучшая из них — найти гвоздь на сцене. Это значит, что в скором времени актеру предложат роль. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы. Например, у Лучано Паваротти талисманом был именно этот нехитрый предмет. Большой железный гвоздь ему подарила мама. С ним тенор ездил на все концерты.

Также обеспечивает успех актеру скрипящая обувь на премьере. А если во время гримировки актриса случайно касается помадой зуба, то это считается хорошим знаком и предвестием выгодного контракта.

Перед выходом на сцену некоторые служители Мельпомены дотрагиваются до кулисы. Это к удаче. Есть и личные ритуалы. Галина Вишневская всегда здоровалась со сценой, а Елена Образцова носила с собой игрушечного пса Бобку.

Во многих театрах есть живые талисманы – кошки, а выход хвостатой во время репетиции на сцену принесет спектаклю успех. Известно, что в бутафорском цехе Челябинского театра кукол живет такой талисман – кот-антикризисник Матроскин. По словам бутафора Татьяны Репиной, его подкармливают и любят абсолютно все, а он отвечает взаимностью. Перед премьерой Матроскина гладят – на удачу.

Как видно, актеры – очень суеверный народ. Самое главное: артистам, как и студентам, нельзя желать удачи! Вместо этого надо сказать: «Ни пуха, ни пера».



Поделиться:
Дата публикации: 29 ноября, 2019 [09:42]
Дата изменения: 02 декабря, 2019 [10:36]