[Версия для печати]

Екатерина Максимова в судьбе челябинского театра оперы и балета

В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения выдающейся русской балерины Екатерины Максимовой. С ее именем тесно связана история Челябинского театра оперы и балета.

Начиная с 1970 года Екатерина Максимова и ее муж, легендарный балетмейстер Владимир Васильев, часто приезжали в наш город с гастролями. На челябинской сцене Владимиром Васильевым были поставлены балеты «Золушка» С. Прокофьева и «Анюта» В. Гаврилина, который до сих пор пользуется большой популярностью и любовью зрителей. Со своей ученицей, народной артисткой России Татьяной Предеиной, Екатерина Максимова подготовила целый ряд уникальных партий в классических спектаклях.

Максимова Екатерина Сергеевна (1939-2009) – народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР РСФСР и РФ, кавалер многих отечественных и международных орденов, в том числе «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Бесконечное восхищение и всемирное признание великой балерины выразилось в почетных званиях и наградах, среди которых премия им. Анны Павловой «Лучшая танцовщица мира», премия ЮНЕСКО, премия им. С.П. Дягилева, медаль им. Пикассо и др.

Максимова – женщина, в выражении лица которой сквозит грусть и одновременно чувствуется детская чистота и непосредственность. Именно эта «детскость» – неотъемлемая черта, свойственная балерине. Маленькая Катя очень любила балет, но совершенно не хотела заниматься «скучными» предметами. Сама она впоследствии говорила, что ей очень повезло с преподавателями, но вот им не повезло с такой своевольной ученицей. Однако зачастую именно самые непослушные и оказываются самыми талантливыми. Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была для балета – худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

В 1949 году Катя Максимова была принята в Московское хореографическое училище. Своим преподавателям она доставляла много хлопот, так как была самой способной, но и самой озорной и отнюдь не самой прилежной среди своих сверстниц. В силу своего живого характера она никак не могла заставить себя без конца повторять однообразные, скучные упражнения, необходимые каждому будущему артисту балета.

Работа Максимовой в Большом театре после окончания в 1952 году хореографического училища началась с гастролей в Закавказье. Там она исполняла любимый фрагмент из «Щелкунчика» – па-де-де с Владимиром Васильевым.

Казалось бы, сама судьба предназначила для этой балерины исполнение ролей наивных девушек – печальных или радостных, но всегда с долей детского отношения к жизни. Однако и сама Екатерина Максимова, и Владимир Васильев, и балетмейстер Юрий Григорович понимали, что талант балерины далеко не исчерпывается этим амплуа. Творческие силы Максимовой, ее артистические способности и собственное восприятие искусства были намного шире. Со временем пришло время не только драматических, но и трагических ролей, создания сильных, волевых характеров, которым было, однако, присуще то же обаяние, что и ранним ее образам. 

Успех следовал за успехом, творческие силы росли одновременно с опытом, и казалось, что удачам не будет конца. Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал не только символом Большого театра тех лет, но и воплощением радостного, свободного танца, красоты человеческих тел и движений. Эта «звездная пара» объездила весь мир, прославляя искусство балета. Много гастролировали они и в нашей стране, не отказываясь ни от каких приглашений. И в лучших театрах мира, и в маленьких городах нашей страны они танцевали одинаково прекрасно.

Однако этот непрерывный взлет резко оборвался. В жизни Екатерины Максимовой произошла трагедия — в 1975 году в результате тяжелой травмы она оказалась прикованной к больничной постели. Сначала травма казалась не столь серьезной, и балерина стремилась скорее возобновить работу. Готовились съемки фильма-балета «Спартак», в котором она должна была исполнять столь удавшуюся ей роль Фригии. Но такая поспешность привела к еще более страшным последствиям. Екатерина Максимова возобновила репетиции и даже начала участвовать в съемках, но в результате вновь оказалась в больнице с серьезной травмой позвоночника. Балерина была обречена на месяцы полной неподвижности. Она не представляла своей жизни без танца, но врачи утверждали, что большим счастьем для Максимовой будет даже простая возможность ходить — даже это было под большим сомнением.

Пережитые Екатериной Максимовой страдания, конечно, не могли не отразиться на ее восприятии мира, заставили переосмыслить многое в творчестве. Ее героини потеряли часть своей легкомысленности, приобретя взамен мудрость, силу и терпение, наивность сменилась глубиной чувств.

После травмы она появилась на сцене Большого театра в роли Жизели, преодолев болезнь, страх и боль. Партию Жизели она танцевала и в самом начале своего творческого пути. Но теперь ее Жизель была совсем другой — она выражала прощание с иллюзиями и боль от встречи с жестокой реальностью, с темной стороной жизни; наивность была утеряна, но появилось предчувствие трагедии.

После окончания исполнительской деятельности Максимова становится педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. Екатерина Максимова не помышляет о расставании с балетом, который был и остается делом всей ее жизни. Очень примечательно и точно ее собственное высказывание о том, что такое для нее балет: «Иногда я его ненавижу и думаю: «Господи, зачем я стала балериной! Сколько прекрасных профессий на земле...» Мучений балет доставляет гораздо больше, чем радостей... И все же это — моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я — балерина, и от этого мне уже никуда не деться. Но балет — не только моя профессия, это еще и моя жизнь».

В Челябинском театре оперы и балета фестиваль « В честь Екатерины Максимовой» проводится с 2002 года. За это время он стал культурной традицией Южного Урала, открыв знатокам и любителям возможность прикоснуться к миру классического и современного танца. За последние пять лет фестиваль приобрел новый статус. Теперь на челябинской сцене выступают не только приглашенные солисты, но и балетные труппы из России и других стран.

История фестиваля 

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 11 января - 9 июня 2002 года

Гости фестиваля: Государственный академический Большой театр: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Лунькина, Анна Антоничева, Марианна Рыжкина, Юрий Выскубенко. Московский театр 

«Кремлевский балет»: Наталья Балахничева, Жанна Богородицкая, Айдар Шайдуллин. Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: Екатерина Борченко.

Мариинский театр: Андрей Яковлев.

Имперский русский балет: Дженибек Аир, Артем Михайлов.

ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ 2 июня - 8 июня 2003 года

Гости фестиваля: Государственный академический Большой театр: Екатерина Максимова. 

Московский театр «Кремлевский балет»: Наталья Балахничева, Ольга Зубкова, Айдар Шайдуллин, Жанна Богородицкая, Юрий Белоусов, Тамара Инашвили, Александра Тимофеева, Роман Артюшкин.

Имперский русский балет: Анатолий Казацкий 

«Эгоцентрик балет»: Сергей Смирнов.

ТРЕТИЙ ФЕСТИВАЛЬ 15 марта - 19 марта 2006 года

Гости фестиваля: Московский театр «Кремлевский балет»: Наталья Балахничева, Юрий Белоусов, Александра Тимофеева, Айдар Шайдуллин, Жанна Богородицкая, Айдар Ахметов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 20 мая - 30 мая 2007 года

Гости фестиваля: Государственный академический Большой театр: Марианна Рыжкина, Дмитрий Белоголовцев, Нелли Кобахидзе, Артем Шпилевский. 

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая (Алматы): Алексей Сафронов.

ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 31 октября - 9 ноября 2008 года

Гости фестиваля: Государственный академический Большой театр: Екатерина Максимова, Иван Васильев, Галина Степаненко. 

Московский театр «Кремлевский балет»: Михаил Мартынюк, Айдар Шайдуллин, Алия Хасенова, Александра Тимофеева. 

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая (Алматы): Алексей Сафронов, Екатерина Хомкина.

ШЕСТОЙ ФЕСТИВАЛЬ 14 мая - 20 мая 2014 года

Спектакли и гости фестиваля: 

Башкирский государственный театр оперы и балета: А. Хачатурян «Спартак», балет в 3-х действиях. 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки: Л. Минкус «Дон Кихот», балет в 3-х действиях. 

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета: Вечер одноактных балетов: А. Пьяццолла «Пять танго», Ф. Шуберт, Й. Гайдн «Вакансия», A. Сальери «Вариации Сальери». 

Гала-концерт: 

Государственный академический Большой театр: Мария Александрова, Владислав Лантратов.

Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и B.И. Немировича-Данченко: Георги Смилевски, Наталья Крапивина.

Государственный академический Мариинский театр: Антон Корсаков, Дарья Павленко.

СЕДЬМОЙ ФЕСТИВАЛЬ 5 июня - 11 июня 2015 года

Спектакли и гости фестиваля: 

Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева (Йошкар-Ола): А. Адан «Корсар», балет в 2-х действиях. 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки: Л. Минкус «Баядерка», балет в 2-х действиях.

Самарский академический театр оперы и балета: А. Чайковский «Дама Пик», балет в 2-х действиях. 

Гала-концерт: 

Государственный академический Мариинский театр: Оксана Бондарева, Эрнест Латыпов.

Московский театр «Кремлевский балет»: Александра Тимофеева, Михаил Мартынюк.

Самарский академический театр оперы и балета: Екатерина Первушина, Виктор Мулыгин.

ВОСЬМОЙ ФЕСТИВАЛЬ 23 июня - 28 июня 2016 года

Спектакли и гости фестиваля: 

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина: A. Хачатурян «Спартак», балет в 3-х действиях.

Башкирский государственный театр оперы и балета: Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», балет в 2-х действиях.

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки: B. Гаврилин «Анюта», балет в 2-х действиях. 

Гала-концерт: 

Государственный академический Большой театр: Артемий Беляков, Дарья Хохлова.

Государственный академический Мариинский театр: Владимир Шкляров.

Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского: Альбина Рангулова, Сергей Мершин.

ДЕВЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 18 июня - 24 июня 2017 года

Спектакли и гости фестиваля: 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки: Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн), балет в 2-х действиях.

В сотрудничестве с ARAME PRODUCTION (Франция). 

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета: С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», балет в 3-х действиях. 

Иерусалимский балет «Течения», «Бег», «Отелло».

Гала-концерт: 

Государственный академический Большой театр: Александр Волчков, Анастасия Горячева.

Баварский государственный балет: Дмитрий Выскубенко.

Государственный академический Мариинский театр: Оксана Бондарева.

Иерусалимский балет: Михаэль Шнайдер, Мария Селектор.

ДЕСЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 24 июня - 1 июля 2018 года

Спектакли и гости фестиваля: 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки: «Кармина Бурана», балет-кантата в 2-х действиях.

В сотрудничестве с FRANCECONCERT (Франция). 

Шанхайский государственный балет: Д. Уокер, «Последняя миссия Марко Поло», балет в 3-х действиях.

ММ CONTEMPORARY DANCE COMPANY (Италия): И. Стравинский «Весна священная», М. Равель «Болеро».

Гала-концерт: 

Государственный академический Большой театр: Дмитрий Гуданов, Дарья Хохлова, Вячеслав Лопатин.

Театр «Балет Манила» (Филиппины): Джозеф Филлипс, Катарина Баркман.

В программе этого года представлены спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета Ариф Меликов «Легенда о любви», балет в трех действиях, испанского коллектива современного танца Titoyaya Dansa (Титояя Данса) представлены одноактными балетами «Социум» и «Кармен». 

По традиции открыла фестиваль премьера челябинского театра - балет «Анна Каренина».

ОДИННАДЦАТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 1 июня – 9 июня 2019 года 

Спектакли и гости фестиваля: 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки, ПРЕМЬЕРА: К. Монтеверди, В.А. Моцарт, Ф. Лист, С. Рахманинов, О. Респиги, Б. Бриттен, Л. Левашкевич, «Анна Каренина», балет в 2-х действиях.

Башкирский государственный театр оперы и балета: А. Меликов, «Легенда о любви», балет в 3-х действиях.

Titoyaya Dansa / Титояя Данса, компания современного танца (Валенсия, Испания)

Авалон, Гоем, Рафаэль, Атвел, М. Джонсон, Д. Кассаветис «SOCIAL ANIMAL (СОЦИУМ)»

Ж. Бизе, П. Сарасате «CARMEN (КАРМЕН)»

Одноактные балеты

SOCIAL ANIMAL (СОЦИУМ)

Директор и хореограф – Густаво Рамирес Сансано

Исполнительный директор – Вероника Гарсия Москардо

Художник по костюмам – Антонио Асенси

CARMEN (КАРМЕН)

Директор и хореограф – Густаво Рамирес Сансано

Ассистент директора – Эдуардо Сунига Хименес

Исполнительный директор – Вероника Гарсия Москардо

Художник-сценограф – Луис Креспо Портеро

Художник по костюмам – Давид Дельфин

 

Информация подготовлена при поддержке партнера проекта 

«Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки»



Поделиться:
Дата публикации: 01 августа, 2019 [15:48]
Дата изменения: 01 августа, 2019 [16:36]