[Версия для печати]

Русская классическая драматургия на сцене театра имени Наума Орлова
Спектакли по произведениям А.П. Чехова
 
Сложно сравниться с Чеховым по числу инсценированных произведений. В лице Антона Павловича русская драма ломает национальные перегородки и начинает играть решающую роль в развитии мировой драматургии и театра. Пьесы Чехова не теряют популярности в мире. Их ставят не только в России, но и во всей Европе. Пьесы Чехова встречаются в репертуарах театров Лондона, Парижа, Вены, театрах скандинавских стран. «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка» ставились в Нью-Йорке на Бродвее. В последние десятилетия Чехов не сходит со сцен московских театров. «Вишневый сад» в постановке Юрия Любимова в театре на Таганке известен не только у нас в стране, но и во всем мире. Южноуральские любители театра всегда с большим интересом ожидают выхода спектаклей по произведениям. А.П. Чехова. 
 
Классическую драматургию челябинской драмы в восьмидесятые годы представила чеховская «Чайка» режиссера А. Морозова, художника Т. Дидишвили). Премьера состоялась 11 декабря 1984 года. 
 
 
В «Чайке», в первом действии, в центре то Треплев со своим бунтом против рутины в искусстве, то Маша, которая признается Дорну, что любит Константина Треплева. А потом «выдвигается» Нина, мечтающая войти в круг избранников, людей искусства, баловней славы. Затем все внимание привлекает к себе Тригорин, рассказывающий о своем каторжном писательском труде. Как будто луч прожектора освещает не одного главного исполнителя, но скользит по всему пространству сцены, выхватывая то одного, то другого.
 
Здесь нет одного главного героя, за которым была бы закреплена решающая роль. Но каждый словно ждет своего часа, когда он выйдет и займет, пусть ненадолго, роль главного, овладеет вниманием зрителя. 
 
В 1996 году театр осуществил новую постановку по Чехову. Спектакль «Безотцовщина» поставил режиссер Н. Орлов, художник Т. Сельвинская.
 
Действующие лица и исполнители:
Анна Петровна Войницева – заслуженная артистка России Валентина Качурина;
Сергей Павлович Войницев – Алексей Мартынов;
Софья Егоровна – Елена Дубовицкая;
Порфирий Семенович Глагольев – народный артист России Владимир Милосердов;
Кирилл Порфирьевич Глагольев – Венчислав Хотяновский;
Иван Иванович Трилецкий – заслуженный артист России Леонард Варфоломеев; 
Николай Иванович Трилецкий – заслуженный артист России Юрий Цапник;
Тимофей Гордеевич Бугров – Виктор Кругляк, заслуженный артист России Владимир Чечёткин;
Михаил Васильевич Платонов – Андрей Торхов;
Александра Ивановна (Саша) – Елена Журавлева.
 
 
В «Безотцовщине» все четыре героини как будто обращены к главному герою. Действие строится по принципу «Вокруг Платонова». 
 
В 1996 году театр принял участие в международном Чеховском фестивале в Москве, показав спектакль «Безотцовщина», и был награжден Почетным дипломом.
 
Через тринадцать лет после первой постановки, 8 июня 1997 года, в репертуар театра вошла новая «Чайка» (режиссер А. Кац, художник М. Френкель (США). Роли в ней исполнили замечательные актеры Ю. Цапник и В. Качурина.
 
 
«Чайку», открывшую новую драматургию, сам Чехов с обычной своей скромностью определил как пьесу, написанную «вопреки всем правилам драматического искусства».
 
25 января 1998 года режиссер Н. Орлов и художник Т. Сельвинская ставят спектакль «Дядя Ваня».
 
 
6 апреля 2000 года состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» (режиссер-постановщик Н. Орлов, художник-постановщик Т. Сельвинская).
 
 
Вишнёвый сад в имении Раневских был местом прогулок и отдыха, он стал как будто членом семьи для помещицы Любови Андреевны. Но семья разорена, и имение продадут за долги. Новому хозяину не нужен сад, ему нужна земля, которую занимают ненужные деревья. И вот, оплакивая такие родные, цветущие вишни, Раневская ничего не делает, чтобы спасти то, что ей дорого, с чем связаны самые лучшие воспоминания её жизни.
 
По сути, в этой последней пьесе А.П. Чехова, изначально задуманной им как комедия, он отобразил образ самой России на переломе времен, в смене эпох. Даже само авторское название – «Вся Россия – наш сад» – говорит об этом.
 
День 6 декабря 2014 ознаменовался выходом новой постановкой пьесы «Дядя Ваня», режиссер-постановщик Вячеслав Кокорин, художник-постановщик Мария Вольская, композитор Ольга Шайдуллина, художник по свету Александр Скрыпник.
 
Это идеальный классический спектакль для любителей традиционных ценностей, серьезных, основательных постановок, идущих на малой сцене эксклюзивно, при небольшом количестве зрителей.
 
«Дядя Ваня» – драма жизни провинциальной интеллигенции, прозябающей в бездействии и самоедстве. Героев засосало великое болото пошлости и глупости. Пробудятся ли вновь в их душах лучшие честные чувства, забытые с юности? Засияет ли в этих сумерках яркий источник света? Ведь именно это необходимо для того, чтобы человек очнулся от своей спячки, очнулся сердцем и умом и заплакал слезами стыда и раскаяния, и вспомнил давно забытые слова: добро, истина, красота.
 
И, наконец, одна из последних  премьер театра – спектакль «Номер 6». Премьера состоялась в 2018 году.  Режиссер Данил Чащин (Москва), художник Максим Обрезков, пластика Николай Реутов, художник по свету Тарас Михалевский, видеохудожник Алексей Ермолаев.
 
Современная интерпретация чеховской повести «Палата № 6», сценическая версия которой написана специально для Челябинского театра драмы молодым, но уже довольно известным в стране драматургом Юлией Поспеловой.
 
Это история доктора Рагина, который стал шестым пациентом палаты для психически больных в своей собственной больнице. История о том, что каждому из нас поставят диагноз, каждый сойдет с ума по-своему, каждый попадет в свой собственный ад. Палата №  6 – это личный ад доктора Рагина.
 
Спектакль задает вопрос: что такое «Палата № 6»? Это система, с которой невозможно бороться или справедливый диагноз, поставленный доктору Рагину? Место, куда он заточен своим безумием, или его личное чистилище, где он отбывает после смерти?
 
Чехов больше, чем кто-либо другой из русских писателей, заслуживает звание «учителя жизни». Он не проповедовал, не призывал ни к опрощению, ни к молитве, ни к покаянию. Но даже его произведения долгое время подвергались нападкам за безразличие к общественным проблемам, отсутствие идеалов и т.п., но именно в его творчестве читатель находит ответы на многие вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
 
Творчество писателя давно уже стало «объективной реальностью», которую вне зависимости от личных вкусовых пристрастий теперь уже нельзя миновать. Вот почему Чехов, спустя 159 лет со дня своего рождения, остается нашим современником.


Поделиться:
Дата публикации: 16 сентября, 2019 [09:00]
Дата изменения: 02 октября, 2019 [11:32]