[Версия для печати]

 

Нижний Новгород (г. Горький) стал местом исторического бытования промысла стеклянной елочной игрушки, начиная с 1936 года, когда была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек. В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила годы военного лихолетья 1941–1945 годов, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками стеклодувы выдували медицинские приборы и лабораторную посуду. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем фабричной игрушки.

В годы перестройки после распада СССР мастерам-стеклодувам и художникам пришлось учиться работать в новых экономических условиях. Требовалась другая конкурентоспособная игрушка.

В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики не только быстро освоил технические особенности трудоемкого стеклодувного производства, но и сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу. С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. К ним относится серия шаров «Московский метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена, шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.

Однако основная масса продукции предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. Русский стиль елочных игрушек фабрики «Ариель» делает их узнаваемыми и любимыми среди взрослых и детей.

В 2013 году на фабрике был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей и магазин игрушки.

Выставочный зал елочной игрушки расположился в специально построенном уютном деревянном домике. «Дом елочной игрушки» еще совсем юный – в конце ноября он отметит только 1 год своего существования. Но за такой короткий срок музей успел собрать нешуточную коллекцию.

Каких только игрушек здесь нет. Каждый, попав сюда, непременно воскликнет: «Такая игрушка есть и у меня!» А все потому, что здесь представлены экземпляры, выпускаемые в разные годы, причем самым старым из них уже около 100 лет. Есть такие, которые помнят еще наши родители, например, такие как выцветший початок кукурузы, которые сберегли  со своего детства еще наши мамы.

Что интересно, по елочным игрушкам, собранным в музее фабрики «Ариель», можно проследить советскую историю. Например, в 1936 году, когда фабрика только открылась, игрушки просто пестрели советскими «логотипами», например, серпом и молотом.

В послевоенные годы на горьковском автозаводе возобновился выпуск автомобилей «ГАЗ», соответственно, новогодняя ель превратилась в парковку для машин.

В 1956 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», а сразу после этого все игрушечные часы останавливаются на времени без пяти двенадцать. Кстати, это характерная особенность именно наших игрушек,  потому что на европейских игрушках-часах обе стрелки остановлены ровно на полуночи.

Хрущевское время, конечно же, ассоциируется с кукурузными полями. Неудивительно, что «расти» початки разных форм и размеров начали и на новогодних елках. Начало 60-х годов – эра космонавтики. Пришлось стеклодувам того времени выдувать фигурки спутников, ракет, космонавтов. И именно в этот период рубиновую звезду на верхушке елки сменила макушка-пика в виде улетающей ввысь ракеты.

Особый интерес представляют миниатюрные игрушки. Трудно поверить, что они тоже сделаны из стекла, настолько они малы. Когда люди жили в маленьких квартирах или даже коммуналках, зачастую у них не было возможности ставить дома большую и пышную ель – тогда маленькие настольные елочки становились спасением праздника. Именно для них и изготавливали подобные наборы-малютки.

На другой стороне музея размещены уже более современные экземпляры, выпускаемые на фабрике. Но, глядя на них, становится понятно, что нижегородская игрушка даже спустя время продолжает являться «зеркалом» событий.

Чтобы понять, насколько это кропотливый труд – создать стеклянную игрушку, нужно побывать в мастерской. Именно здесь из стеклянной трубки мастера делают настоящие произведения искусства. Стеклодувы – истинные волшебники. Они выдувают игрушки на глаз! Это истинные волшебники!

После того, как игрушка приобрела необходимую форму, ее отправляют в цеха росписи. На фабрике их несколько. Над игрушками одного вида могут работать сразу несколько мастеров. Например, один наносит первый слой-фон, а второй уже расписывает. Все это делается вручную.
 
Пышную ёлку собой украшал
Синий большой разрисованный шар.
Рядом на ветке блистал красотой
Также расписанный шар золотой.
Оба сияли рисунками важно:
Ёлки сверкали на шарике каждом.
Татьяна  Лило
 
Фото из открытых источников


Поделиться:
Дата публикации: 09 января, 2018 [09:00]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [10:52]