[Версия для печати]

16-18 октября в Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.

«За несколько лет форум стал одним из ключевых событий для профессионалов культурной отрасли всего мира. Работа его участников направлена на укрепление гуманитарных связей, развитие партнерского диалога и взращивание интереса к искусству среди молодежи», - заявил на открытии форума министр культуры РФ Владимир Мединский.

В рамках форума состоялось множество встреч и дискуссий, посвященных сохранению традиционных ценностей и преемственности поколений, углублению международного культурного сотрудничества.

Нынешний форум прошел под девизом: «Культура в революции. Революция в культуре 1917-2017». Теме были посвящены лекции и круглые столы. Особенный интерес участников вызвала открытая лекция Владимира Мединского «Культура – творец истории. Опыт и уроки русской революции». 

Культурный Челябинск тоже не остался в стороне от мероприятия. Делегация нашего города была одной из самых значительных. 

Сайт kultura174.ru попросил участников культурного форума поделиться своими впечатлениями.

Ирина Александровна Андреева, директор органного зала «Родина»:

 - Я была делегатом от нашей области на самом первом форуме. Он шел примерно 1,5 – 2 часа, с количеством участников  около 350 человек. Эта  была заявка на проведение уникального культурного события мирового уровня. Гостей принимает культурная столица, красивый город на Неве - Санкт-Петербург. 

В VI форуме приняли участие более 25 тысяч человек. В Мариинском театре форум традиционно открывал президент РФ Владимир Путин. В церемонии вручения премии имени Луначарского приняли участие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Форум был как никогда расширен, появились секции хореографии и джаза.

Секцией «Музыки», участником, которой я являлась, руководил Денис Мацуев. Секция базировалась на площадке Государственной капеллы Санкт-Петербурга. Во время заседаний секции вся капелла буквально «гудела».

На форуме мы имеем возможность встречаться, общаться, завязать новые контакты, обсудить планы. Для меня это было знаменательно еще и потому, что Челябинск вышел с инициативой создать на федеральном уровне органную секцию в рамках Союза концертных деятелей России. Челябинск руководит органной секцией в рамках СКОР. Мы выработали план продвижения, взаимодействия и развития органной секции. Накануне, в октябре, у нас в Челябинске проходил 2-й Всероссийский органный форум, на котором присутствовали  представители семи регионов, его открыла Вера Таривердиева, директор кафедрального собора, директор органного форума им. М. Таривердиева. На культурном форуме в Санкт-Петербурге Вера Таривердиева со своим кафедральным собором вступила в Союз концертных деятелей России. Это была тоже наша маленькая победа.

На 2018 год у нас большие планы: провести учебу органных мастеров на базе нашего органа, в перспективе покупка передвижного органа и выступление с ним по городам области в рамках проекта «Орган без границ». И наш проект будет подтвержден на сто процентов. Забегая вперед, скажу, что в связи с договором с Симферопольской филармонией мы проедем с концертами и по городам Крыма. И задел на это нам дал именно международный культурный форум.

Адик Аскарович Абдурахманов, художественный руководитель камерного оркестра «Классика»:

- Сегодня у оркестра богатейший репертуар. Гибкость творческого мышления, разносторонность возможностей музыкантов поражают. «Классика» знакомит зрителя с самыми разными композиторами – от Баха до Шёнберга. «Золотые» хиты классической музыки и авангард, джаз и барокко, сложнейшие концерты и пьесы-шутки – всё воплощается с равной убедительностью и мастерством. Репертуарные изыскания «Классики» обширны: более двухсот произведений прозвучали впервые в Челябинске, около пятидесяти были в первый раз исполнены в нашей стране.

Это поистине грандиозное международное событие. На нем обсуждаются самые актуальные перспективы и вопросы в современном искусстве и культуре в целом. Я был участником секции «Музыка». В рамках этой секции прошло много концертов замечательных исполнителей, которые на меня произвели неизгладимое впечатление. Отдельную деловую и культурную программу в рамках форума представила страна-гость. Статус страны-гостя на VI форуме получила Япония.

Одним из центральных концертов секции «Музыка» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума стало выступление Хора и Симфонического оркестра Капеллы под управлением маэстро Владислава Чернушенко. Но особенно запомнились концерт выдающегося российского пианиста Бориса Березовского и японской скрипачки Акико Суванаи.  От этой пары можно ожидать что угодно, но совместный концерт двух профессионалов такого уровня определенно не оставил равнодушным даже критически настроенных слушателей. Один из востребованных пианистов России с его стремлением сделать звук более чем совершенным, и юная скрипачка, ставшая самым молодым лауреатом конкурса Чайковского, с ее благородством и невероятной жизненной энергией. Мы услышали синтез разных, но одинаково мощных техник через партитуры Бетховена, Грига, Прокофьева и Штрауса.

Татьяна Михайловна Данилова, директор магнитогорского центра музыкального образования «Камертон»  уже второй раз посещает форум:

Санкт-Петербургский международный культурный форум — уникальное культурное событие мирового уровня, дискуссионная площадка, ежегодно притягивающая несколько тысяч экспертов в области культуры со всего мира: звёзд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссёров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества, лучшие события Санкт-Петербурга. С каждым годом круг участников расширяется. За пять лет количество посетителей выросло в сотни раз, достигнув в 2016 году 20 тысяч человек из 91 страны мира.

Я была участником секции «Образование». Это одна из самых многочисленных секций форума. Ее руководителем является Николай Кропочев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор исторических наук.

В рамках секции прошли круглые столы: «Два мира, два слова, один океан» о культурном сотрудничестве России и Японии, круглый стол «Живое слово: русское многословие» и другие.

Центральным событием нашей секции стала дискуссионная панель «Культура, образование, наука в обществе цифровой экономики», основные темы которой - изменения восприятия и осознания информации в цифровую эпоху, адаптация индивидуального и общественного сознания к реальности «больших данных»; баланс цифровых и традиционных технологий в образовании; влияние этих факторов на развитие научного творчества; междисциплинарность, универсализация и индивидуализация образовательных, культурных и научных компетенций в развитии современного человека.

В рамках форума также прошла VIII Международная конференция «Перспективы развития профессионального музыкального образования».

Мне, как представителю начальной ступени музыкального  образования детей, немаловажно, куда пойдут в дальнейшем учиться наши дети, и каковы перспективы развития музыкальных вузов.

Международная конференция послужила интеграции российских музыкальных вузов в международную образовательную сеть, расширению сферы влияния российской музыкальной культуры, дальнейшему повышению интереса к деятельности российских музыкальных вузов, росту международного авторитета российских музыкантов и российской музыкальной науки и педагогики.

Достаточно внимания было уделено решению проблем по реализации дополнительных образовательных программ в области изобразительного искусства, музыкального образования и распространения эффективных моделей педагогических практик. Потребность в дополнительном художественном образовании есть. Достаточно сказать, что 40% родителей хотят, чтобы их дети приобретали художественное образование. Формы для этого должны быть разными. А чиновники министерства культуры озабочены тем, чтобы из таких учеников получались профессионалы, которые будут определять культуру России.

Для меня было очень важно узнать о новых тенденциях в фестивальном  движении. В рамках работы направления «Фестиваль фестивалей» ведущие эксперты фестивального искусства России и Европы обсудили вопросы культурного сотрудничества, а также возможности реализации новых проектов - создание Ассоциации фестивалей России, а также участие России в программе Creative Europe. В этом году направление «Фестиваль фестивалей» помогло определить эффективные пути выхода российских фестивалей на принципиально новый уровень. В частности, международные эксперты предложили России войти в программу Creative Europe - программу Европейской Комиссии, способствующую реализации международных проектов вне национальных и культурных барьеров, свободному творческому обмену.

У нас в центре проходит международный детский фестиваль-конкурс «Играем-Jazz»,основными его целями и задачами являются: приобщение детей, подростков и широкой общественности к джазовой музыке и ее истории и исполнительским традициям, популяризация, сохранение и пропаганда джаза как вида искусства, расширение творческих связей и обмен опытом. Тем более, я не могла не посетить проходящий в рамках Санкт-Петербургского форума первый в России международный джазовый форум-фест Jazz Across Borders. Его участниками стали более 1100 любителей и профессионалов сферы джазовой индустрии из разных регионов России и 32 стран мира.

Инициатором проведения JAB стал Народный артист России Игорь Бутман. Весной 2017 года Министерство культуры РФ поддержало его идею. Jazz Across Borders, или сокращенно JAB, стал первой в России профессиональной площадкой для встречи представителей мирового и российского джазового сообщества, а также предоставил российским и зарубежным музыкантам уникальную возможность продемонстрировать свой талант перед ведущими продюсерами мира.

Почетными гостями форум-феста стали статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, Народный артист России Игорь Бутман, ответственный секретарь комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, вице-президент Thelonius Monk Institute of Jazz Мишель Дэй и генеральный директор ЮНЕСКО в 2009-2017 гг. Ирина Бокова.

Российские и зарубежные эксперты поделились опытом и знаниями в вопросах построения карьеры джазового музыканта. Рассмотрели особенности продвижения джазовых артистов, актуальные проблемы джазового образования и организации концертной деятельности. Важной частью деловой программы стали мастер-классы от признанных мэтров мирового джаза. Лауреат премии Grammy Кёрт Эллинг, один из лучших джазовых вокалистов современности, поделился профессиональными навыками и секретами вокального мастерства. Колоссальный опыт и практические знания в области музыкального продюсирования продемонстрировал участникам JAB музыкальный директор International Jazz Day Джон Бизли.

Итогом столь грандиозного события стал гала-концерт с участием легендарных джазменов Кёрта Эллинга, Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра.

На форуме мы зарядились той неповторимой атмосферой праздника, которая там царила буквально везде - начиная от деловой площадки и до концертных залов, и получили большой заряд оптимизма до следующего форума.

 
 
 
 


Поделиться:
Дата публикации: 30 октября, 2017 [11:00]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [10:52]