[Версия для печати]

Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры.
 
Танцевальные формы существовали и до бала, фольклорная культура насыщена разного рода пластическими действами, характерными для тех или иных народов, и имела закрепленную в традиционных легендах, мифах и верованиях семантику. Танцевальную музыку содержат уже ранние лютневые табулатуры. Специальные танцевальные капеллы появились в Италии в XV веке и сыграли значительную роль в формировании стабильных инструментальных составов. 
 
Вместе с тем, столь же очевидно, что бал впервые ввел танцы (и соответственно танцевальную музыку) в общегородской обиход. Средневековье не знало общегородских танцевальных форм. Танцевальная культура носила ярко стратифицированный характер. Даже в Италии, где, по сравнению с остальными регионами Европы, урбанистические отношения стали складываться намного раньше, общегородские танцевальные формы существовали лишь в рамках маскарадов, то есть были приурочены к отдельным праздничным дням. 
 
 
В России до конца XVII в., ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
 
На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
 
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.
 
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
... съедутся домашние друзья
   Потанцевать под фортопияно, -
   Мы в трауре, так балу дать нельзя.
 
И в другом месте:
  ...Балы дает нельзя богаче.
   От Рождества и до поста,
   И летом праздники на даче.
 
Познакомимся более глубоко с гостями, прибывшими на бал в дом Фамусова. Это большое и пестрое общество. Здесь властная, капризная, влиятельная старуха Хлестова, явившаяся с собачкой, и графиня-бабушка с графиней-внучкой, злой и высокомерной сплетницей, и чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, интересующимися только фасонами платьев, и Наталья Дмитриевна, избалованная молодая дама, превратившая добряка мужа в безвольного раба.
 
Незримо здесь присутствует и княгиня Мария Алексеевна, грозная законодательница общественного мнения, и известная Татьяна Юрьевна, которая дает балы «от рождества и до поста, и летом праздники на даче».
 
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня Масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
 
 
Изысканные манеры, дуэли, век, когда мужчины боготворили женщин, высшее общество, взаимоотношения дворян - всё это притягивает как магнит. «Сегодня граф N даёт бал в честь именин своей дочери…» - примерно так могла выглядеть статья в светской хронике тех лет. Бал - одно из популярнейших событий XIX века, он давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и.т.д.
 
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал - красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договоры и многое другое. Сколько стрел сломал трудолюбивый Амур о сердца молодых людей. В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из-за оскорблённой чести и отвергнутой любви видело это время.
Интрига - один из неотъемлемых атрибутов великосветского бала. Паутина сплетен и наговоров оплетала всех, никто не мог избежать этого, рано или поздно все попадали в расставленные сети интриги. И чтобы не оказаться марионеткой в руках других людей, сами начинали плести клубок сплетен.
 
В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по-разному: в одних – это действие не играет существенной роли («Мёртвые души», Н.В. Гоголь), в других бал становится роковым («Маскарад», М.Ю. Лермонтов). Л.Н. Толстой для описания первого бала Наташи Ростовой не жалеет листа и описывает бал на протяжении двухсот страниц. В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» практически всё действие происходит на балу, таким образом, так или иначе, бал притягивает к себе писателей, и многие из них уделяют ему особое место.
 
Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо у танцмейстера. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, потому что пятнадцать лет - это уже возможный возраст для замужества. Вспомним, как в «Войне и мире» на детский бал к Иогелю приходят прибывшие в отпуск молодые офицеры Николай Ростов и Василий Денисов. Детские балы славятся веселостью. Здесь непринужденная обстановка детской игры незаметно переходит в увлекательное кокетство. 
 
Вход стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет, дамы проходили бесплатно. Маска была обязательна, костюм желателен, но его мог заменить плащ-домино. Маскарады любила посещать Екатерина II.
 
Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток.
Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстова «Война и мир»: домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за нетанцующую.
 
В произведениях русских писателей встречаются такие описания нарядов:
«…Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье… На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу». 
(Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)
 
«...Сквозь толпу приближалась к гостиной княгиня Лиговская и за нею князь Степан Степанович. Она была одета со вкусом, только строгие законодатели моды могли бы заметить с важностью, что на ней было слишком много бриллиантов. 
(М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»).
 
Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот надевать браслеты в таких случаях почему-то не возбранялось.
 
На балах можно было не только танцевать, но и предаваться другим развлечениям. Приглашения на танец могли также исполняться в виде игры.
«…Подошедшие к ним три дамы с вопросами - oubli ou regret? (забвение или сожаление (франц.)) - прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны. 
 
Дама, выбранная Томским, была сама княжна ***. Она успела с ним изъясниться, обежав лишний круг и лишний раз повертевшись перед своим стулом.
(А.С. Пушкин «Пиковая дама»)
 
В другом замечательном романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются особенно значимыми. И также, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам: петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл. 8); московский бал в Благородном собрании (гл. 7); бал на именинах Татьяны в деревне (гл. 5).
 
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя. Быт, одежда, времяпровождение раскрывают читателю его интеллектуальный облик.
 
На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль, смерть юного поэта и отъезд Онегина из деревни. У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. И,  наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал - только в переносном значении, поскольку раут - это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной  Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным.
 
Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.
«Однообразный и безумный
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный...»
(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)
 
 
Современник поэтов Серебряного века, почти забытый теперь поэт, умерший более чем полвека назад, Гофман написал стихотворение «Летний бал», в котором как бы записал музыку – легкую, тихую. Стихи поразительно музыкальны, звукопись – основа произведения.
Был тихий вечер, вечер бала,
Был летний бал меж темных лип,
Там, где река образовала
Свой самый выпуклый изгиб,
Где наклонившиеся ивы
К ней тесно подступили вплоть,
Где показалось нам — красиво
Так много флагов приколоть.
(В. Гофман. Летний бал, 1905)
 
Тема бала русской литературе находит свое определенное место, бал является самым ярким, красочным эпизодом в художественных произведениях. Бал - кульминационный момент. Съезжаются гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, и происходит такое событие, которое может изменить жизнь гостя, приглашенного на бал.
 
Список использованной литературы:
Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. - М.: Классика-XXI, 2003.
Лотман Ю. История русской культуры первой половины XIX века.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - СПб: «Искусство — СПБ», 1994.


Поделиться:
Дата публикации: 03 июля, 2017 [11:25]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [10:56]