[Версия для печати]

Широкая Масленица

 

В народном календаре больше всего праздников связано с движением солнца – зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету, «перезимье» в конце декабря, праздник обхода дворов – «коляды»); весеннее равноденствие (с приближением весенних полевых работ) с праздником в конце февраля – Масленицей; летнее солнцестояние («зелёные святки» в конце мая и начале июня); осеннее солнцестояние – праздник урожая в августе и начале сентября.

Широкое распространение получили традиции празднования Масленицы – праздника проводов зимы и встречи весны. Шумные народные гулянья, катание с ледяных гор, кулачные бои – всё это продолжалась целую неделю. 

Каждому дню дали своё название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», «разгул», «перелом», четверг – «широкий», пятница – «тёщины вечера», суббота – «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье – «прощёный день». 

С понедельника начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим или клали на окошко – считалось, что души родственников невидимо съедали его. Поминая усопших предков, крестьяне просили их поддержки во время грядущей посевной. 

«Без блинов – не Масленица, без пирога – не праздник». Своеобразной ритуальной трапезе перед Великим постом уделяли особое внимание – так люди «моделировали» будущую сытую жизнь. 

Начиная с сырного понедельника, ежедневно пекли блины, творожные оладьи, рыбные пироги, варили уху, готовили яичницу и солянку. Ходили по домам к родным и знакомым на угощение. 

С обычаем навещать ближнюю и дальнюю родню был тесно связан обряд катаний. У этого занятия изначально был сакральный смысл: катаясь на лошадях вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке, люди помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. К XIX веку такое понимание уже утратилось.

Во время массовых катаний составлялись поезда из десятков саней и дровней, молодёжь с песнями разъезжала по окрестностям.

В самой большой деревне или городке обычно проводили ярмарку.

К «съезду» готовились заранее: парни, собиравшиеся искать невесту, покупали новые сани, лошадей украшали нарядной сбруей, девушки одалживали сани у родни и являлись разодетыми на общий сбор.

Популярностью пользовалось катание с ледяных гор. Этот обычай должен был обеспечить урожай: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». Ледяные горки строили в каждой деревне, а иногда и по отдельной горке на каждой улице. Катались обычно не по одному, а целой ватагой, сев на салазки, шкуры или рогожи. Делали ледянки – поливали водой плетёную сетку или корзину и выставляли на мороз. Вместо салазок и ледянок часто использовали скамейки. Из дерева выдалбливали специальные «лодки», «катульки», «корежки».

В деревнях на Масленицу делали куклу из соломы, одевали её в женскую одежду и торжественно, с песнями, водили по улице. Через неделю с песнями, плясками и представлениями везли куклу Масленицу в поле и начинали трепать, чтобы солома разлеталась по ветру, символизируя улетевшие трудности и неприятности.

Поскольку большинство свадеб справлялось на Руси между Святками и Масленицей, на масленичной неделе устраивались смотры молодожёнов.

 

Литература: 

– Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. – Москва: Эксмо, 2007.

– Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века. – М.: Издательство: Флинта.

 

Иллюстрации из открытых источников.



Поделиться:
Дата публикации: 02 марта, 2022 [09:16]
Дата изменения: 11 марта, 2022 [12:16]