[Версия для печати]

Альт – инструмент-философ
 
Этот струнно-смычковый инструмент непосвящённый слушатель легко может спутать со скрипкой. Если не учитывать размеры, внешне они действительно схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное, удивительно мягкое и немного приглушённое звучание напоминает контральто – мягкое и выразительное.
 
Это инструмент-философ: не привлекая к себе особого внимания, он нашёл своё скромное место в оркестре между скрипкой и виолончелью.
 
Альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. История альта драматична. Время его возникновения относят к XV–XVI векам. На протяжении долгого времени инструменту не очень везло. Дело в том, что корпус альта, если делать его по акустическим расчётам, исходящим из строя инструмента, должен быть довольно большим – около 46 сантиметров в длину. Увеличивается и длина грифа. И чтобы играть на таком инструменте, музыкант должен иметь длинные и сильные пальцы. А это бывает не так часто. Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем более на контрабасе – ведь эти инструменты намного больше альта? Тут есть существенное отличие. Левая рука скрипача и альтиста делает сразу два дела: прижимает струны к грифу и поддерживает инструмент. Левая рука виолончелиста и контрабасиста от этого второго дела освобождена – их инструменты имеют другую опору. Если бы альтист мог свободно держать руку над грифом, никаких проблем не было бы. Но его большой палец всё время должен оставаться внизу, под грифом, а остальные пальцы приходится тянуть, особенно при игре в том месте грифа, которое находится над корпусом инструмента. Делать это на длинном альтовом грифе не так просто. Поэтому у альтистов возникло естественное стремление уменьшить размеры своих инструментов.
 
Кремонские мастера делали большие, акустически правильные альты, и звучали они изумительно. Но получалась парадоксальная вещь: если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал её, то альт, наоборот, сам искал музыканта и далеко не всегда находил его. Музыканты отвергали большие, прекрасно звучащие альты и заказывали себе инструменты поменьше. Постепенно сложилось мнение, что на большом альте вообще невозможно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали производить альты-недомерки с гнусавым и приглушённым звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с собственным мастерством и стал делать маленькие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они хуже и его скрипок, и больших альтов.
 
Из-за всего этого репутация альта к XVIII веку заметно поколебалась. На нём стали играть чаще всего неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту серьёзные партии в оркестровых произведениях.
 
Но кое-кто не хотел мириться с таким положением. Например, мастер Жан Вильом построил большой инструмент в то время, когда практически все считали, что настоящий альт ушёл в прошлое и уже никогда не вернётся. Инструмент получился прекрасный, но на нём опять-таки никто не захотел играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.
 
Однако мало-помалу и композиторы стали пересматривать своё отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде своей оперы «Альцеста», а потом постепенно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено ещё кремонцами. Дирижёры перестали терпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали требовать от исполнителей на альте полноценной музыки. Звучание альта использовали многие выдающиеся композиторы: в увертюре «1812 год» П.И. Чайковского – церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» – пение монахинь в пятой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д. Шостаковича «1905 год» – мелодия песни «Вы жертвою пали». Такие великие композиторы, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, А. Дворжак, Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
 
Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.
 
 
Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011 г.
 
Литература:
 
– Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б.В. Доброхотова. – Москва: Издательство: МУЗГИЗ, 1952.
– Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1989.
– Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1972.


Поделиться:
Дата публикации: 24 февраля, 2022 [13:15]
Дата изменения: 24 февраля, 2022 [13:51]