[Версия для печати]

Музыкальные инструменты

Литавры

 

Литавры – древнейший инструмент. С давних времен их предки были известны по всему миру: в Азии, Африке, Греции, Риме и у скифов. Их брали на войну, под их звуки танцевали. В Европе издавна бытовали маленькие ручные литавры. В средние века играли на литаврах даже сидя на коне.

Литавры больших размеров проникли в Европу в XV веке через Венгрию и Турцию. В XVII веке литавры вошли в оркестр. 

Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Хорошо выделанная телячья или ослиная кожа туго натянута на котёл при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока. В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определённой высоты. Каждая литавра настроена на нужный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно было перестроить; для этого исполнитель должен был винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Но эта операция требовала времени и была неудобна: ведь перестраивать литавры приходилось в то время, когда весь оркестр играл. После ряда попыток в середине XIX века мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи педалей. 

Известны немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котёл стоит справа, в американском варианте слева.

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) даёт эффектное нарастание звука, порой напоминающее гром. Громовые раскаты изобразил с помощью литавр ещё Гайдн в оратории «Времена года». Дмитрий Шостакович в симфонии № 11 заставляет литавры имитировать канонаду. Литавры могут звучать подобно далекому тревожному гулу. Это удается, если накрыть кожу мягким сукном. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в полной тревожного ожидания первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Жан-Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввёл литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2–4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.

Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.

Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирёва, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.

Один музыкант может справиться с тремя – четырьмя литаврами.  В группе ударных роль литавриста одна из важных. При большем количестве инструментов приглашают второго и третьего литавристов.

 

Литература: 

– Барсова И. Книга об оркестре. – М.: Музыка, 1969.

– Есипова М.В. Литавра // Большая российская энциклопедия. Том 17. – М., 2010. – С. 591–592.

– Литавра // Музыкальная энциклопедия. Том 3. – М.: Советская энциклопедия, 1976. 

– Соловьёв Н.Ф. Литавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 31 августа, 2021 [10:24]
Дата изменения: 31 августа, 2021 [11:03]