[Версия для печати]

Русский фольклор

 

Волшебное царство народного творчества необъятно. Роль фольклора в жизни народа значительно шире, чем роль литературы, музыки и других видов искусства в жизни человека. 

Современная наука трактует термин фольклор в нескольких значениях. В узком смысле – это устное словесное и музыкальное народное творчество, в широком – вся совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания. В этом понимании фольклор включает не только словесные жанры, но и я зык, верования, обряды и ремёсла.

Фольклор (англ. folk-lore – «народная мудрость»), термин был введён в 1846 году английским учёным Уильямом Дж. Томсом, чтобы обозначать народную культуру. 

Многочисленные разновидности русского фольклора – былины, сказки, пословицы, календарные припевки, загадки – всё это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Зачастую исполнители вносили в полюбившийся текст, что-то своё, слегка трансформируя отдельные образы, подробности и выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.

Детский фольклор – это яркий и радостный мир, наполненный жизненной силой и красотой. Это направление традиционно представлено колыбельными песнями и сказками, потешками и прибаутками. Несмотря на кажущуюся несерьёзность считалки, дразнилки, скороговорки – не просто забава. Словесные игры помогают овладеть родным языком, учат формулировать и излагать свои мысли, расширяют словарный запас.

Русские народные сказки рассказывают о культуре, традициях и семейных ценностях. Выделяют волшебные сказки, новеллистические и о животных. 

В новеллистических сказках нередки сюжеты о женитьбе или замужестве. Отмечен тот факт, что в сказках женятся, как правило, только достойные герои, а у отрицательных героев свадьба всегда срывается, потому что хорошая жена – это награда, которую нужно заслужить. С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи («Всем мирком да за свадебку», «И я там был, мёд-пиво пил»).

В сказках представлены счастливые семьи. Муж и жена в таких вариантах сказок мыслятся как одно целое. Например, в сказке «Орёл и Иван-царевич» супруги «опечалились», «промучились, «Богу помолились». Отправляющийся в дорогу герой всегда просит благословения у отца и матери, а не у кого-то одного из них или у каждого по отдельности. В семьях царит любовь и согласие между супругами.

Идея «вопреки всего семью сохранить» заложена в сказках «Финист – ясный сокол» (жена возвращает мужа) и «Царевна-лягушка» (муж – жену). В первой сказке злые сёстры завидуют счастью Марьюшки – разлучают её с Финистом. Во второй сказке герой вредит своей волшебной супруге – сжигает её шкурку, и героиня улетает от него. Но сила супружеской любви помогает героям вновь воссоединить семью.

В волшебной сказке мы видим несколько типов непокорной жены: Царь-девицу, мудрую (хитрую) жену и вторую жену (мачеху). 

Образ Царь-девицы дан в сказках «Конёк-горбунок», «Про Ивана-дурака». Царь-девица – жена-воительница, по сути, выполняющая мужские функции. Её поведение не соответствует поведению женщины и жены с точки зрения православной традиции: она правит государством, сражается на войне. 

Отношения между родителями и детьми в сказке строятся на выполнении или нарушении заповедей. Часто в сказке любовь к ребёнку проявляется в разлуке с ним. 

Любовь к отцу и матери в сказке, как правило, выражается в заботе о родителях: получив царство (женившись), сын всегда вспоминает о них: «Да, надо бы сходить домой к родителям, родители у меня старики», «Забрал отца, мать, и повёз всех к себе. И стали жить-поживать да добра наживать».

Былины – песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей, защищавших свою Родину, о сражениях, путешествиях в дальние страны. Противники героев – чудовища (Соловей-разбойник, Тугарин, Змей, Калин царь), в борьбе с ними богатырь проявляет удаль молодецкую. Исполняли былины профессиональные сказители. Колоритные герои, красочные эпитеты и мелодичный напев рисуют яркий образ русского богатыря, представителя свободолюбивого вольного народа. Наиболее известны два цикла русских былин: киевский цикл и новгородский цикл. Исторические песни описывают реальные события, произошедшие в незапамятные времена. Многие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное творчество. 

Частушки – иронические четверостишия, оценивающие, а чаще высмеивающие жизненные ситуации или явления. Лирические песни – отклики простого народа на события в политической и общественной жизни государства, взаимоотношения крестьянина и барина, нерушимые принципы жизненного уклада крестьян, народная мораль. Частые (плясовые) и протяжные, удалые и красивые мелодичные, все они глубоки по содержанию и эмоциональному накалу, заставляя откликаться даже самую чёрствую натуру. 

Малые жанры фольклора – загадки, пословицы, поговорки – в лаконичной и выразительной форме воспроизводят народную мудрость, народное отношение к миру, к природе, к семье, народные наблюдения над человеческим характером, отражают народный уклад жизни.

Русский фольклор – это творчество народа. В нём заключено мировоззрение тысяч людей. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и чаяния – всё это веками передается из уст в уста и даёт нам связь с нашими предками.

 

Литература:

- Андреев Ю.А. Русская историческая песня. – Л., 1990.

- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1987.

- Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. 

- Ларионова М.Ч. Русский фольклор. – Ростов н/Д, 2014.

- Литература и язык: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

- Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М., 1995.

- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 16 июня, 2021 [10:45]
Дата изменения: 16 июня, 2021 [11:00]