[Версия для печати]

Сказки народов Севера

Народы Севера отличаются своеобразной культурой и славятся богатым устным народным творчеством.

Холодными зимними вечерами, под вой пурги, вокруг сказителя собираются вернувшиеся с промыслов мужчины и отложившие рукоделие женщины. Поглаживая седые пряди волос, старый ненец готовится к «говорке». Всё внимание на него. Рядом со сказителем полулежит человек в домашней малице (у народов Крайнего Севера малица – верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь). Это – помощник и первое после сказителя лицо. В чуме настолько многолюдно, что негде ступить. Все стараются, чтобы рассказчик был доволен: хозяйки готовят вкусную еду, юноши подают старику огонь для раскуривания трубки, кто-то наливает чай во время рассказа. А сказочник мыслями уже находится далеко-далеко – в сказке, среди её героев. Через минуту-две сказитель ведёт собравшихся в мир богатырей и мудрецов, в мир животных, птиц и рыб.

Сказки народов Севера – это плотное переплетение мифологии и религии. Старшее поколение делилось с младшим поучительными историями. Молодёжь, восприимчивая ко всему новому, охотно запоминала и старалась подражать героям этих сказок. Ненавязчиво, без лишнего назидания старики учили детей добру, мужеству, смелости, умению справляться со сложностями. От юного поколения во многом зависело выживание целого народа. 

Самые древние у народов Севера, как и у других этносов, – это сказки о животных. Их возникновение относится к временам первобытно-общинного строя, к временам тотемизма, когда группа людей – обычно род – связывала свое происхождение, родство с каким-нибудь животным.

На животных смотрели, как на высшие существа, преклонялись им. Тотем (животное, растение или предмет, являющийся предметом культа и считающийся обычно родоначальником племени) был покровителем рода. Чтобы была удача и везение, перед началом охоты мужчины рассказывали о нём истории. В древних сказках нет резкой грани между человеком и животным, так как первобытные люди не выделяли себя из природы. 

Сюжеты слагались для взрослых и малышей.

В особом почтении у сибиряков был медведь. Согласно преданиям, медведь является предком ненцев, поэтому о нём не говорят плохо, не ругают, не сердятся на медведя. И даже настоящее название медведя «варк» не произносят, а называют мишку в разговоре «бабушка», «дедушка». 

В условиях холодного Севера недопустимым пороком считалась лень. Ленивые герои обычно наказывались за своё поведение – их превращали в зверей или птиц. Среди основных качеств ценились ловкость и находчивость.

Предлагаем вам прочитать одну из ненецких сказок.

Белый медведь и бурый медведь

Однажды лесной Бурый Медведь пошел на север, к морю. В это время морской Белый Медведь пошел на север, к морю. В это время морской Белый Медведь пошел по льду на юг, к земле.

У самого берега моря они встретились.

У Белого Медведя шерсть встала дыбом.

Он сказал:

– Ты что это, Бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

– Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Белый Медведь встал на дыбы. Бурый Медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба.

Боролись до полудня – никто не одолел. Боролись до вечера.

Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил Бурый. Он сказал:

–Ты, Белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Белый Медведь сказал:

–Верно, мы братья. И делить нечего. Земли наши неоглядны.

Лесной Медведь сказал:

–Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской Медведь сказал:

–А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своем месте и не мешать друг другу.

Лесной Медведь пошел назад, в лес. Морской Медведь остался на берегу моря.

С тех пор Хозяин леса живет в лесу, Хозяин моря живет в море.

И никто друг другу не мешает.

 

Литература:

- Варламова Г.И. Мировоззрение эвенков. Отражение в фольклоре. – Новосибирск: Наука, 2004. – Т. 1. 

- Народы России: энциклопедия. – Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. 

- Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. – Москва: Слово/SLOVO, 2009. 

 

Иллюстрации из книги «Сказки народов Севера» / Сост. В. В. Винокурова, Ю. А. Сем; Худож. А. М. Гусаров. 



Поделиться:
Дата публикации: 01 апреля, 2021 [14:38]
Дата изменения: 02 апреля, 2021 [14:49]