[Версия для печати]

Фагот (от итальянского fagotto «узел, пучок, вязанка») – духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Для его производства используется древесина клёна. 

Родиной инструмента считается Италия XVII века. Прародителем называют древнюю бомбарду – басовый инструмент семейства язычковых. От бомбарды фагот отличает конструкция. Трубка фагота разделена на несколько частей, что значительно упростило процесс изготовления и транспортировки инструмента. 

Поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в XVIII веке их становится пять. Вес инструмента достигает трёх килограммов. Размер трубы в развернутом виде – более двух с половиной метров в длину. У контрфагота ещё больше – около пяти метров.

Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с XVII века, он начинает играть самостоятельную роль. С этого времени для него появляются сонаты итальянских композиторов Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и других.

В начале XIX века Жан-Николь Наварр представил музыкальному миру фагот с одиннадцатью клапанами. Позднее этот вариант был усовершенствован французскими мастерами. Далее значимое изменение в инструмент внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. В 1831 году в Бибрихе они основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году предложил фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.

Известны три вида фаготов: квартфагот, контрфагот и фаготино. Контрфагот по-прежнему можно услышать в выступлениях современных симфонических оркестров.

Пик популярности фагота пришёлся на XVIII век. Звуки фагота в церковных хорах Германии подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получил свои партии в составе оперного оркестра. В своём творчестве фагот использовали композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зеленка.

Солирует фагот в произведениях Ф.Й. Гайдна, В.А. Моцарта, И. Стравинского, А. Бизе, М. Глинки, в Четвертой и Шестой симфониях П. Чайковского, в концертах Антонио Вивальди.

Майкл Рабиновиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.

Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.

 

Литература:

Барсова И. Книга об оркестре. – М.: Музыка, 1969.

Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима – СПб.: Алетейя, 1995.

Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1997. 

Левин С.Я. Фагот. – М.: Музыка, 1983. 

Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М.: Гос. муз.изд-во, 1961. 

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М.: Музыка, 1972.

 

Иллюстрации из открытых источников

 



Поделиться:
Дата публикации: 24 марта, 2021 [09:16]
Дата изменения: 24 марта, 2021 [09:42]