[Версия для печати]

Музыкальные инструменты

 

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент с гибким и благородным звуком, представляет собой трубку цилиндрической формы, длиной около 70 см. Одна сторона имеет небольшое расширение – венчикообразный раструб. Другая – мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). 

Инструмент состоит из мундштука, лигатуры, бочонка, верхнего колена, клапанов, нижнего колена, раструба. Клапанный механизм, имеющий много взаимосвязанных соединений, довольно сложен, количество клапанов в нём варьируется и зависит от вида кларнета, иногда их может быть до 20. Вес кларнета (сопрано) составляет 850 граммов.

Кларнеты производят из древесины благородных деревьев, имеющих твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе.

Производство кларнета является весьма консервативным, большая часть работы выполняется мастерами вручную. Большинству нововведений в конструкции кларнета около ста лет, эксперименты сейчас допускаются только с мундштуком и тростями.

Кларнету подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского–Корсакова. В симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвёл ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.

Кларнет был изобретён в 1690 году нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655–1707), работавшим над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента – шалюмо. 

Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание нового инструмента напоминало тембр трубы «кларино» (от лат. clarus – ясный). Труба дала название сначала регистру, а затем и всему инструменту – clarinetto («маленькая clarino»). 

Конструкция кларнета совершенствовалась в течение XVIII века, улучшения внесли сын Деннера Якоб (1681–1735), австрийский мастер Паур, бельгийский мастер Роттенбург, англичанин Джон Хэйл. Классическую модель кларнета с шестью клапанами создал около 1790 года знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр.

К концу XVIII века кларнет окончательно входит в семью симфонического оркестра. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Изменения, внесённые Иваном Мюллером в конструкцию мундштука, значительно повлияли на тембр, упростил передувание и расширили диапазон инструмента. Наступил «золотой век» кларнета.

Совершенствование инструмента продолжилась и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет». Среди выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, выделяют Адольфа Сакса и Эжена Альбера. Кроме систем Бёма существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности система Элера, «кларнеты Альбера», «кларнеты Марки». Однако широкого распространения эти инструменты не получили. 

Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо, по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино – светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый.

Применение различных регистров инструмента зависит от характера музыки, задуманной музыкантом. Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета. В начале 1900 годов кларнет приобретает популярность, но особую роль инструмент стал играть в 30-х и 40-х годах в эру биг-бендов, в эпоху свинга.

Кларнет в своих композициях охотно использовали всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как Битлз, Аэросмит, Пинк Флойд, Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини.

Интересные факты о кларнете:

Уникальный инструмент, принадлежащий легендарному Бенни Гудмену, был продан на аукционе за 25 тысяч долларов.

Знаменитая американская актриса Джулия Робертс играла на кларнете в школьном оркестре.

Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.

Кинорежиссёр Вуди Аллен не принял приглашение на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он должен был играть на кларнете.

В своём знаменитом фильме «Челюсти» Стивен Спилберг играет на кларнете в оркестре.

За годы своего существования кларнет стал одним из самых востребованных инструментов в музыкальной культуре. Композиторов во все времена привлекали выразительные возможности этого музыкального инструмента и его технический потенциал. Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфонического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей.

 

Литература:

Барсова И. Книга об оркестре. – М.: Музыка, 1969.

Благодатов Г. Кларнет. – М.: Музыка, 1965.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М., 1972.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 17 марта, 2021 [11:47]
Дата изменения: 17 марта, 2021 [12:00]