[Версия для печати]

Музыкальные инструменты

Арфа – струнный щипковый инструмент. Своей красотой она превосходит своих соседей по оркестру. Её изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическая рама украшена резьбой. На раме 46 струн разной длины и толщины. Они образуют прозрачную сетку. 

Едва ли какой-либо другой инструмент оркестра в такой степени овеян легендами и связан с романтическими ассоциациями, как арфа. Причиной тому, очевидно, кроются в её звуке – нежном, поэтичном, постепенно замирающем. 

Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов мира. Полагают, что она произошла от лука с туго натянутой тетивой, мелодично звучавшей при выстреле. Позже звук тетивы использовали как сигнал. Позже на лук были натянуты три-четыре тетивы, издававшие вследствие своей неодинаковой длины звуки разной высоты. Древнейшая арфа найдена при раскопках царского кладбища шумерского города Ура в Месопотамии. Она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в XXVI веке до н. э. На египетских фресках XV века до н. э. арфы ещё напоминают лук. 

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто она сопровождала пение или игру на других инструментах. На территории нашей страны обломки древнейшей арфы были обнаружены при раскопках кладов Пазарыка на Алтае, в могильнике V века до н.э. Найденный инструмент хранится в Ленинградском Эрмитаже. 

Арфа была известна и в средневековой Европе. Её использовали, прежде всего, в церковных оркестрах и хорах. Монастыри и соборы представляли собой крупные очаги музыкального искусства. Среди монахов было немало выдающихся теоретиков, композиторов-исполнителей и педагогов. Дошедшие до нас трактаты об инструментах, в том числе и об арфе, написаны, главным образом, учёными монахами. 

Особенным искусством игры на арфе славились ирландцы: народные певцы – барды – пели под её аккомпанемент свои саги. Роль арфы в жизни Ирландии была так велика, что её изображение вошло в национальный герб страны. 

В XV-XVII веках в Англии, появляются и большие инструменты, которые во время игры ставились на пол. С развитием музыкальной культуры возникает стремление обогатить диатонический строй инструмента хроматическими звуками. Первоначально исполнителю приходилось укорачивать струну, прижимая её пальцем к колковой раме. Затем стали увеличивать количество струн.

К концу XVII века Париж стал центром арфовой культуры. В XVII веке арфа привлекает внимание крупнейших композиторов. И.-С. Бах написано шесть концертов для клавесина или арфы, ария для голоса и арфы в кантате «Amore traditore» и партитура для клавира или арфы. В XVIII веке концерт другого великого композитора – Г.-Ф. Генделя – стал важной вехой на пути становления сольного репертуара.

В России арфа появляется в XVIII веке. Значимую роль в подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц. Основанный Екатериной II как великосветское учреждение для воспитания девушек из знатных дворянских семей, институт имел весьма обширную для того времени образовательную программу. Обучались воспитанницы и музыке. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. В качестве педагогов приглашались лучшие музыканты из Европы. Из Смольного института вышла первая русская арфистка Глафира Ивановна Алымова, хорошо известная благодаря знаменитому портрету художника Д.Г. Левицкого. 

С середины XVIII столетия интерес к музыке в России заметно возрастает. Появляется немало людей, любящих музыкальное искусство и понимающие его; многие из них и сами играют на арфе, дорогом и модном инструменте.

В начале XIX века старинная арфа продолжала совершенствоваться. Знаменитый мастер Эрар нашёл способ быстро изменять длину струн, а, следовательно, и высоту звука арфы. Арфа Эрара имеет семь ножных педалей с зарубками. При соскальзывании педалей на одну зарубку струны укорачиваются, и звук повышается на полутон, при движении на вторую зарубку – ещё на один полутон. Так стало возможно извлекать на арфе разнообразные звуковые сочетания. Для того чтобы исполнителю было удобно отыскивать нужные звуки, все струны до окрашены в красный цвет, все фа – в синий. 

Арфа может аккомпанировать разным инструментам оркестра или исполнять эффектное соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов XIX века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. 

В оркестр обычно включены одна-две арфы, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в «Младе» Римского-Корсакова – три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» – шесть.

 

Литература:

- Барсова И.А. Книга об оркестре. – Москва: Музыка, 1969.

- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1989.

- Мюнш Ш. Я – дирижер. – Москва: Музыка, 1982.

- Стоковский Л. Музыка для всех нас. – Москва: «Советский композитор», 1959.

- Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – Москва: Музыка, 1972.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 25 февраля, 2021 [13:24]
Дата изменения: 25 февраля, 2021 [13:45]