[Версия для печати]

Музыкальные инструменты
 
Фортепиано – инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями. Раньше всех клавишеструнников появился клавикорд, потом клавесин, самый молодой – фортепиано. 
 
 
Рождение фортепиано в первую очередь связывают с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Одновременно с ним свои конструкции нового инструмента предложили во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер. 
 
Первые инструменты были весьма несовершенными. Жан Мариус, например, не предусмотрел глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул. У инструмента Шрётера струны заглушались так быстро после удара, что певучая мелодия не получалась. Инструмент Кристофори в сравнении с другими оказался более удачным. Кроме того, публика услышала его раньше, чем инструменты других мастеров. 
 
Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды новый инструмент продемонстрировали гостям. Однако слушателям он не понравилось – звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. Вряд ли кто-нибудь из тех приглашённых в 1709 году мог предположить, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано блестящее будущее. Фортепиано в Италии забыли на многие десятилетия. Более успешным стал инструмент из Германии. Музыкальный мастер клавесинной фабрики в Дрездене Готфрид Зильберман наладил производство усовершенствованного фортепиано. Инструмент показали самому Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получили. По мнению маэстро, фортепиано звучало грубо и примитивно. 
 
Почти сто лет фортепиано прокладывало себе дорогу к признанию, конкурируя с клавикордом и с клавесином. Начало XIX века ознаменовановалось изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. 
 
 
Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн. Пианино – инструмент компромиссный. Его звучание несколько хуже звучания рояля, и мастера пошли на это сознательно. Потеряли в качестве звука, зато сделали инструмент компактным. 
 
 
Рояль полнозвучен главным образом потому, что в нём можно использовать более длинные струны и большую резонансную деку. Кроме того, у рояля можно поднять крышку, и не останется никакой преграды между струнами и окружающим пространством. Зато пианино легко поставить в небольшой комнате, и оно отлично уживется в ней рядом с обычной мебелью. Рояль же не всегда удается поместить в современной квартире. 
 
 
Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. 
 
 
По разнообразию и красоте звука и способности передачи тончайших намерений и индивидуальности исполнителя рояль – один из наиболее совершенных музыкальных инструментов. На рояле можно сыграть грустную, протяжную мелодию и быстрый, стремительный танец. Можно играть плавно, как бы переливая один звук в другой, а можно играть каждую нотку отдельно, отрывисто. Звук может быть и очень громким, и очень тихим, недаром второе имя рояля – «фортепьяно» – по-итальянски означает «громко-тихо».
 
 
Рояль – один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко. Если же композиторы его включают в какое-нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу чёткими аккордами или пассажами.
 
Многие композиторы писали музыкальные произведения для рояля с оркестром, где рояль – главное действующее лицо, а симфонический оркестр ему аккомпанирует. 
 
Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин писали для фортепиано. Возможности этого инструмента в значительной степени раскрыл Ф. Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля произведения, написанные для симфонического оркестра. Моцарт создал более двадцати концертов для фортепиано, причём семнадцать из них написаны в Вене. Помимо концертов маэстро принадлежат изумительные фортепианные сонаты и множество пьес.
 
«Душой фортепиано» считали великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. Много музыки для фортепиано написано советскими композиторами – Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским и другими. 
 
«Времена года» Чайковского – двенадцать великолепных музыкальных картин по числу месяцев в году. Эти картины русской природы так выразительны, что, слушая их, невольно представляешь себе чудесные полотна русских художников-пейзажистов Левитана и Поленова, Саврасова и Серова.
 
Снова и снова поражаешься тому, что со всем этим справляется один рояль.
 
Литература:
- Агафонников Н. Симфоническая партитура. – Ленинград: Музыка, 1981.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1989.
- Зильберквит М. Рождение фортепиано. – М.: Советский композитор, 1973.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1982.
 
Иллюстрации из открытых источников.


Поделиться:
Дата публикации: 21 января, 2021 [10:42]
Дата изменения: 21 января, 2021 [11:02]