[Версия для печати]

«Петрушка»

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века, её прообразы можно обнаружить в народных театрах Германии, Италии, Турции, Франции. Огромную популярность театр Петрушки завоевал сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоёв населения.

В России народный театр Петрушки является одним из старейших. Точно установлено, что на Руси он существовал ещё в самом начале XVII века. Подтверждением этого факта можно считать фреску, изображающую кукольника, в Соборе Святой Софии в Киеве. Также об этом свидетельствуют записи в неоднократно переизданном путевом дневнике учёного, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера). Россию он посетил два раза: в 1633-1634 – будучи секретарём немецкого посольства, и в качестве научного исследователя в 1635-1639. Олеарий весьма подробно описал кукольный театр Петрушки, проиллюстрировав свой рассказ гравюрой. 

Как правило, Петрушка – перчаточная кукла, которая надевается на руку кукольника и управляется при помощи пальцев. Словарь В.И. Даля описывает Петрушку, как балаганную куклу, потешника, русского шута, остряка в красном кафтане и колпачке. У куклы большие руки и голова, вырезанные из дерева и обработанные специальным составом для затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и чёрной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторыми принимается за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы – итальянского комедийного персонажа.

Как кукла получила имя Петрушка, достоверно неизвестно. По одной версии знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тёзке, Пьетро Мирро (Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. Подтверждают это тексты и лубочные изображения (потешные листы), идентичные сюжетам театра Петрушки.

Также существует гипотеза, что своё имя Петрушка получил от известных актёров-кукольников, живших в начале XVIII века, – Петра Иванова и Петра Якубовского. Их представления были весьма популярны в то время. 

В театре Петрушки имелось несколько сценариев. Основные сюжеты – это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или Смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка собирается приобрести лошадь у продавца-цыгана. Главный герой внимательно осматривает коня, а затем начинает торг. За попытку обмана Петрушка избивает продавца палкой по спине, после чего садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Появляется доктор, с ним также происходит конфликт, завершающийся дракой. Позже с жандармом или квартальным идёт стычка, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось всё его встречей с собакой или Смертью.

Петрушка с годами из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму весёлого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники – Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Всё чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

В конце XIX века театр кукол постепенно перешёл на персонажи, которые были на нитках. К тому времени перчаточный Петрушка уже состарился.

 

Литература: 

– Голдовский Б.П. Куклы. Энциклопедия. - М.: Время, 2004

– Грунтовский А.В. Русский театр. – СПб: Издательский дом «Русский остров», 2012. 

– Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. – Л., 1980.

– Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. – М.: Изд-во «Искусство», 1983. 

– Цехновицер О. История народного кукольного театра в Азии и Европе // Театр Петрушки. – М.-Л.: «Госиздат».

 

Фото из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 17 декабря, 2020 [14:58]
Дата изменения: 17 декабря, 2020 [15:14]