[Версия для печати]

Лубок (народная картинка) был распространён в России с конца XVII в. и достиг своего расцвета в XVIII–XIX вв. в повседневной жизни крестьян и горожан. Печатали лубочные картинки с липовых досок. По одной из версий, в старину липу и липовую кору называли лубом, отсюда и возникло слово лубок. 
 
Делались лубочные картинки так: сперва на гладкую поверхность доски наносили какой-нибудь рисунок. Потом специальными резцами углубляли, то есть вырезали те места, которые должны были остаться белыми – ненапечатанными. Несрезанными оставались лишь контуры рисунков, различные штрихи. Они возвышались над доской и выглядели на ней невысокими стеночками.
 
Верхушки этих стеночек смазывали чёрной краской, клали сверху лист чистой бумаги, промазывали – и рисунок отпечатывался на бумаге. Лубочные картинки пользовались большим спросом, хотя стоили поначалу недёшево. Богатые покупали их десятками и даже отводили для них целые комнаты, увешивая там все стены наподобие картинных галерей.
 
Лубки обязательно имели короткие или длинные надписи, или целые обширные тексты, чаще всего весёлые. Тексты были как для взрослых, так и для детей. 
 
Картинки для крестьян становились источником знаний и новостей: они стоили дёшево и заменяли газеты. Их смысл был понятен даже неграмотным, а рисунок, который ложился в основу изделия, – максимально лаконичен. 
 
Красочные народные картинки издавались на литературные сюжеты, листы духовного содержания служили в качестве недорогих икон.
 
Монастыри и старообрядческие общины выпускали картинки душеспасительного и назидательного характера. 
 
 
Пётр I основал в Москве гравировальную палату, где работали лучшие художники, которые обучались в Европе. Император поручал гравёрам изображать города, карты, указы и портреты исторических персон. 
 
 
Были лубки-азбуки, лубки-календари, сказки, песенники. Даже целые былины и занимательные повести в них пересказывались и изображались в небольших последовательно расположенных картинках. Для лубочного творчества наступает полный простор. 
 
 
Основное назначение лубка – украшать стены (красные углы) горницы, а также некоторые предметы обихода, например, внутреннюю сторону крышки сундука. Поэтому со временем чёрная гравюра уже не удовлетворяла покупателей, казалась скучной. Картинки стали раскрашивать. 
 
 
Самым крупным лубочным предприятием являлась фабрика купца Ахметьева, основанная в середине XVIII столетия в Москве. В течение полувека снабжала она деревню своими картинками. Изготавливались лубки и в частных мастерских. Поначалу картинки создавали художники и резчики-самоучки из народа в технике гравюры на дереве и гравюры на металле. Во второй половине XIX в. получают распространение литографированные лубки, над которыми работали профессиональные мастера, их часто раскрашивали от руки. Были собственные издательства у монастырей Киево-Печёрского, Почаевского и Соловецкого, печатались лубки и в некоторых сёлах Владимирской губернии, издавали их в Питере и в других городах. Но всё же главное производство сосредоточивалось в Москве. Это был и центр сбыта лубочных изделий. Покупали картинки в лавках, на ярмарках и площадях или у бродячих торговцев – офень. 
 
 
Одна из богатейших коллекций лубка принадлежала А.В. Олсуфьеву (1721–1784), статс-секретарю императрицы Екатерины II. В хранящихся в РНБ 13 томах представлены лубочные листы всевозможных жанров, выполненные в технике ксилографии и гравюры на меди. Это одно из самых полных и значительных собраний раннего русского лубка конца XVII–XVIII вв. 
 
 
В XIX веке растёт спрос на печатные лубочные картинки, расширяется издательский ассортимент, увеличиваются тиражи. В религиозных лубочных изданиях наиболее популярны были листы с изображениями Пресвятой Богородицы. В народных картинках проявляется всё богатство иконографии наиболее почитаемых икон, включая известные образы из крупнейших столичных храмов и редкие богородичные изображения из удалённых храмов и монастырей Российской империи. 
 
Среди народных картинок светского направления востребованы были песенные лубки. В качестве литературной основы в них использовались популярные народные песни, а также стихи известных поэтов и малознакомых авторов.
 
 
Песенные лубочные картинки отличает декоративность и яркая образность изображений, благодаря чему они служили для развлечения в часы досуга и декорирования жилищ.
 
 
Правительство использовало лубок для поддержания патриотического духа. Так во время Отечественной войны 1812 года профессиональные художники и народные мастера обыгрывали актуальные в те годы сюжеты: подчеркивали мужество русских воинов и высмеивали французов за слабость и трусость во время изгнания Наполеона из России.
 
Лубок запечатлел и картины Первой мировой войны «Лишь только раздались на границе первые боевые выстрелы, сейчас же звонким эхом отозвались они в лубке и тысячи, сотни тысяч ярко расцвеченных листков полетели с печатного станка в глубины России, обгоняя газеты и правительственные сообщения. Оно и понятно. Печатное слово – газета ли, книга – туго проникает в малограмотную деревню. Да и то, что дойдёт, забывается скоро. Тем больше простора у деревенской околицы всяким слухам да росказням и их бойкому приёмному сыну – лубку», – читаем мы в книге 1916 года. 
 
 
Со временем богатые люди стали покупать лубки всё реже и реже, а потом и вовсе перестали, потому что уже печаталось много книг, журналов и газет. Крестьяне же ещё долго украшали лубком свои жилища.
 
 
В России лубки были популярны до начала XX века. В 1918 году, когда печатное дело стало государственным, их прекратили издавать. Однако жанр так или иначе проявлялся в творчестве авангардистов. Многие художники 1920-х годов использовали художественный стиль и фольклорные приёмы лубка, что проявилось, к примеру, в знаменитых плакатах «Окна РОСТА».
 
Литература:
– Денисов Вл. Война и лубок. – Петроград, 1916. 
– Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца 18 начала 20 века. Из собрания Государственного Исторического музея. – М.: Русская книга, 1992.
– Ковынева М. Русский лубок (народная картинка). Искусство лубка в дореволюционной России // Портал Культура.РФ 
– Ровинский Д. Русские народные картинки. В 2-х томах. – СПб, 1900.
 
 

 


Поделиться:
Дата публикации: 14 октября, 2020 [14:01]
Дата изменения: 28 октября, 2020 [09:19]