[Версия для печати]

К XII–XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города способствовали созданию общеевропейского романского художественного стиля. Развивалось русское ремесло. В Древней Руси насчитывалось более 40 ремесленных специальностей, важнейшее из которых было кузнечное дело. Мастеровые производили более 150 видов изделий из стали и железа. Наблюдается пик развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Создавались украшения невероятной красоты. Ещё одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причём, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.

После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Создаются величественные памятники древнего зодчества: Богородица Десятинная (Десятинная церковь, построенная в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.

Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой – шёл поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви – Десятинной – наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность – это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесённое на каменное.

Внутри храмы украшались многочисленными фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы.

Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой стало изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. 

В этот период сделано немало научно-технических открытий, в их числе создание цилиндрического замка, который весьма понравился Европе. 

Фольклор постоянно пополнялся сказками и песнями, загадками и пословицами. Значительное место в устном народном творчестве занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. В X веке возникает новый жанр – героический былинных эпос. В основу былин ложились реальные исторические события. Главная тема былин Киевского цикла – идея единства и величия Руси, борьба с иноземными захватчиками. Часто пелись они в сопровождении гусляров. Культурным переворотом этого времени стало введение единой письменности. К XI веку происходит становление русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором). Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».

Мощные связи с Византией способствуют стремительному развитию просвещения. Городское население Руси в большинстве своём было грамотным. Князья владели иностранными и древними языками. При монастырях создавались школы, библиотеки, архивы, писались летописи, переводилось большое количество литературы. От XI–XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной и взяла на себя воспитательную роль. Церковная литература существовала в различных жанрах – притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). 

Древнейшие русские рукописи писались на пергамене, то есть на свиной, телячьей и бараньей коже, обработанной особым образом. Своё название «пергамен» получил от Малоазийского города Пергама, где впервые стали его вырабатывать как материал для письма. Приготовлявшиеся в Пергаме тонкие сорта пергамена назывались «Charta pergamena», отсюда получилось русское название рукописей «харатейные». В обиходе переписчиков слово «харатейный» имело двоякий смысл: прямой, указывающий на материал рукописи, и переносный, указывающий на особую древность книги. 

Пергамен рукописей XI–XII веков был привозной, сначала из Византии, позднее из западных стран. В XII –XIV веках стали пользоваться пергаменом местного производства. 

Постепенно пергамен, как материал очень дорогой и технически неудобный для нового вида письма – «скорописи», требовавшего более гладкой поверхности, стал вытесняться более дешёвым материалом – бумагой. Но документы особенно важного значения в XVI – XVII веках писались на пергамене. 

В Европу производство бумаги было занесено арабами и с XII века получило распространение в Византии, Италии и Испании. На Руси бумага иностранного производства появилась в XIV веке. В течение XIV–XVII веков в Московском государстве пользовались исключительно бумагой, привозившейся из-за границы. В XIV веке итальянская бумага ввозилась с севера через Новгород и с юга через итальянские колонии в Крыму. С конца XIV века появилась на Руси французская бумага, получившая широкое распространение до XVII века. Немецкая бумага в большом количестве стала поступать с конца XV и в XVI веке. 

Однако следует отметить, что экспедиции обнаружили при раскопках в Новгороде большое количество грамот на бересте и среди них древнейшие восходят к XI и более поздние к XVI веку. 

Рукописи писались чернилами, до нас дошли рецепты их изготовления. Так, в рукописи XV века из библиотеки Троице-Сергиевой лавры описывается способ «чернильного становления». Чернила изготовлялись из чернильных орешков и вишнёвого клея, причём вес орешков соответствовал весу вишнёвого клея и по весу их обоих употреблялся мёд пресный. Клей за две недели намачивается «в меду кислом в добром», чтобы «вгнилось яко дрождие». Затем «по угноению клею» рекомендовалось взять «доброго меду кислого» и мелко толчёных и ситом «иссеянных» орешков и полить их «мёдом кислым» мерою трёх яичных скорлупок и туда же добавить двенадцать (по числу апостолов) железных пластинок одинаковой величины, нанизанных на веревку, чтобы удобно было вынимать. Вся эта смесь ставится в тепло, чтобы закиснула. Мешать надо ежедневно три раза, пока «не устоятся». Наконец, рекомендуется «испытать языком». Если не будет чувствоваться сладость, «то подкармливай мёдком пресным». 

Кроме чернил употреблялись краски: киноварь, имевшая красно-жёлтый, огненный оттенок, и сурик – розово-оранжевого цвета, бакан, или черлень – лиловато-красная растительного или животного происхождения, охра – земляная краска жёлтого цвета, лазорь – минеральная краска, зелень, приготовленная из малахита, и крутик – синяя растительная краска. Часто использовали золото листовое или сусальное, которое накладывалось на подготовленный грунт с клейкой поверхностью. Также в ходу было золото «творёное» в виде порошка, смешанное с клеевым составом. 

Обычно переписчики пользовались гусиными перьями, лебедиными, «вороновыми», а в одной рукописи упоминается перо павлина. Писали преимущественно гусиным пером. Предварительно оно подвергалось особой обработке. Сначала его втыкали на короткое время в песок или золу, после чего с него соскабливали ненужные перепонки. Нагревание удаляло жир с пера и придавало ему упругость. 

Чрезвычайно разнообразны были способы «очинки» пера. Размеры расщепа определялись в зависимости от того, для какого письма предназначалось перо – для крупного или мелкого скорописания. Все приёмы «очинки» записаны в сборнике XVI–XVII веков в статье «О пере». 

Для разлиновки существовали шильца и линейка. В XVI–XVII веках для скорости и точности разлиновки употреблялись рамы с натянутыми «жилами», называемые «карамса». Они накладывались на лист бумаги или пергамена, и по жилам проводили шилом. Разлиновка производилась в один столбец или в два. Чернильницы, перья, линейки, нож и кувшин с чернилами были обычными деталями на миниатюрах с изображением евангелистов. 

Сведений о переписчиках и художниках книги сохранилось крайне мало и в большинстве случаев они исчерпываются именами, иногда встречается указание на социальное положение, в единичных случаях приводятся биографические данные. Эта скудость объясняется тем, что книги в течение своей многовековой жизни, несмотря на прочность материала, приходили в ветхость, неоднократно переплетались, при этом легко утрачивались последние листы, на которых в большинстве случаев писцы оставляли своё имя. Переписыванием книг занимались по преимуществу священники, дьяконы, монахи, иногда князья, например, Владимир Василькович, переписавший в 1288 году Апостол и Евангелие.

В XIII–XIV веках Новгород превращается в крупнейший центр древнерусской культуры. Искусство Новгорода отличалось своеобразием. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем и расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко – бедный гусляр, певец – становится первым купцом в городе.

Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства. 

 

 

При подготовке статьи использовалась литература:

– Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб, 2004.

– Лазарев. В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М., 2000.

– Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период, – СПб: Азбука-Классика, 2007.

– Свирин А.Н. Искусство книги древней Руси 11—17 вв. – М., 1964.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 11 сентября, 2020 [13:16]
Дата изменения: 11 сентября, 2020 [14:05]