[Версия для печати]

Романсы Александра Алябьева

 

Александр Алябьев написал бесчисленное количество музыкальных произведений, но самыми известными стали романс «Соловей» на слова «Зимней дороги» Антона Дельвига, «Два ворона» на стихи Александра Пушкина и «Вечерний звон» на слова Ивана Козлова. 

Александр Александрович Алябьев – один из самых заметных композиторов своего времени. Он происходил из старинного дворянского рода.

Отец Александра занимал важный правительственный пост – был президентом Берг-коллегии и главноуправляющим Межевой канцелярией.

Александр получил прекрасное домашнее образование и, как многие юноши его круга, начал учиться в пансионе при Московском университете. Но на этом его обучение закончилось, потому что с началом войны 1812 года Александр ушёл в армию. Он служил в гусарах и прошёл путь от корнета до подполковника. 

Александр Алябьев участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. Офицеры прославились своей храбростью и бесстрашием, на их счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев.

Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошёл в Париж.

За свои боевые заслуги Александр Александрович Алябьев удостоился множества наград. «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он ещё долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди них будущие декабристы П. Муханов, А. Бестужев-Марлинский, Ф. Глинка. На войне он также сдружился с Грибоедовым.

В 1825 году в жизни Александра Алябьева произошёл нелепый, но трагический случай, который полностью изменил судьбу композитора. Однажды он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Все изрядно выпили, потом стали играть в карты. Один из гостей, воронежский помещик Времев, отказался уплатить крупный проигрыш, намекая при этом, что игра была «нечистой». Они с Алябьевым подрались, а через три дня Времев умер. Алябьеву предъявили обвинение в его убийстве. Следствие длилось целых три года, и всё это время Алябьев провёл в тюрьме, в одиночной камере.

Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. Хотя он сам и не принимал участия в декабристской организации, после декабря 1825 года преступлением считались даже дружеские связи с участниками восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ничего не могла сделать богатая и знатная родня композитора. Близкие добились единственного: в камеру Александра Алябьева разрешили поставить фортепиано, и композитор получил возможность отвлечься от мрачных мыслей.

В заточении он писал весёлую музыку к водевилям, сочинял балеты, романсы. Тогда-то и был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. 

Этот романс родился не случайно. В русском фольклоре соловей всегда считался символом воли, свободного полёта. Ведь соловьи никогда не поют в клетках, и Алябьев, написав свой романс в сырой полутёмной камере, надеялся на благоприятный исход дела.

По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной – Екатерине Римской-Корсаковой, в которую однажды влюбился с первого взгляда в гостях на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В.М. Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна, как и сам Алябьев, тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова. Сама она писала об этом браке: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость». Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящен романс «Соловей», – установить историкам не удалось.

Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре. Исполнил её популярный в то время вокалист П.А. Булахов. Можно считать, что именно с этого дня началась необычайная популярностью произведения. Буквально в ближайшее время «Соловья» исполняли на различных концертах не только в провинции, но и в столицах.

В романсе очень богатое и ярчайшее выражение нашёл мелодический дар Алябьева. Удивительная мелодия переплетается с активным распевом. Всё это придает сочинению ещё большую выразительность и поэтичность. В нём сосредоточены главные черты русского романса. Мелодия сочинения заметно выделяется душевной широтой, распевностью, мягкостью и нежностью. При этом она обладает удивительной целостностью, единством и собранностью. Музыкальный облик мелодии неповторимо своеобразен, благодаря чему её просто невозможно перепутать с каким-либо другим произведением. 

За всё время романс Алябьева «Соловей» подвергался несчётному количеству аранжировок и обработок. Даже сам композитор сделал несколько обработок сочинения: для голоса с хором и оркестром, и хоровую. В знаменитом Третьем квартете Александр Александрович использовал вариации на тему «Соловья» в медленной части.

М. Глинка несколько раз в своём творчестве обращался к этому романсу. Находясь в Берлине в 1833 году, он написал вариации для фортепиано на тему «Соловья», а через 23 года появилось переложение для голоса и оркестра.

Ференц Лист также уделил внимание «Соловью», когда был в Петербурге в 1842 году. Венгерский мастер парафраз сочинил фортепианную транскрипцию, которая сразу же приобрела необычайную популярность не только в России, но и за границей.

Знаменитый П.И. Чайковский неоднократно рассказывал, что его детские воспоминания тесно связаны с романсом Алябьева и любовь к этому произведению он сохранил на протяжении всей своей жизни. Более того, он признавался, что не может без слёз слушать это произведение.

 

При подготовке статьи использовалась литература:

– Доброхотов Б.В. Александр Алябьев: Творческий путь. – М., 1966.

– Лазарева А. Последние часы дома Алябьева. – СПб., 1906.

– Левашева Е.М. История русской музыки. – М., 1988.

– Тимофеев Т.Н. А.А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. – М., 1912.

– Штейнпресс Б.С. Алябьев в изгнании. – М., 1959.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 05 августа, 2020 [10:44]
Дата изменения: 05 августа, 2020 [10:54]