[Версия для печати]

Музыкальный великан

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. 

Контрабас по форме сохранил черты старинных виол, у него более покатые плечи. Это обусловлено тем, что исполнителю приходится перегибаться через плечи инструмента, чтобы достать высокие ноты. 

Истоки контрабаса относятся к эпохе Возрождения. Включение контрабасовых виол в оперный оркестр впервые осуществлено Клаудио Монтеверди в опере «Орфей». На второй странице партитуры, изданной в 1609 году в Венеции, в составе оркестра упоминаются две контрабасовые виолы. Первое, вполне достоверное описание контрабасовых виол дано в начале XVII века немецким инструментоведом Михаэлем Преториусом (1571-1621). По его мнению, контрабасовые виолы целесообразно использовать для октавного удвоения басового голоса, исполняемого виолоне, так, что это будет напоминать орган. Бетховен одним из первых воспользовался образными качествами тембра этого инструмента: в IV части «Пасторальной симфонии» его гулкое звучание имитирует раскаты грома. Позже у Дебюсси, контрабасы передают гул удаляющегося шествия.

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому. Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. 

Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.

В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись, музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.

В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант, высота которого составляла 4 метра, играл на нём польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.

Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.

В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.

Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.

В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.

Замечательные контрабасы изготавливались в Италии многими выдающимися скрипичными мастерами: Амати, Страдивари, Тесторе, Руджери, представителями семейств Гальяно, Гранчино, Гварнери и другими.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

Контрабасовый инструментарий достиг значительного совершенства, но можно предположить, что его эволюция еще не закончилась. 

 

Литература:

– Доброхотов Б.В. Контрабас. История и методика. M., 1974.

– Агафонников Н. Симфоническая партитура. – Ленинград: Музыка, 1981.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 04 февраля, 2020 [09:48]
Дата изменения: 19 марта, 2020 [11:21]