[Версия для печати]

Из истории первых библиотек Древней Руси

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением древнерусского государства – Киевской Руси. Еще до становления централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к IX–X векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл столкнулся в Корсуне с книгами: евангелие и псалтырь, написанными «русальными письменами». 

Все рукописные книги высоко ценились. Сама культура была доступна не всем, книги стоили дорого, так как делались из особого материала – пергамента. Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце X – начале XI веков употреблялись для обучения грамоте и приобретения определенного круга знаний. 

Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами».

Книги и другие памятники письменности в X–XI веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это и привело к возникновению первых библиотек. Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. 

Одной из крупных русских «книгохранительниц» была библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии, в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных ею книг продавалась богатым церквям и монастырям, а вырученные деньги по её просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись. 

Библиотеку имела основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа учебников. Книжные фонды собирались в соборах и монастырях. Так, на Подоле еще до принятия христианства существовала Ильинская церковь. В монастырской библиотеке литература находилась в ведении брата– библиотекаря. По его распоряжению братия являлась в определенные часы для чтения книг. Монастырская библиотека стала в своем роде просветительским учреждением: здесь создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. 

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале XVII века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось более тысячи книг. Уникальной была библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. 

Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии – идеологической основы феодального государства. О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Из более чем 130 рукописных книг XI– XII веков около 80 были богослужебными, книг светского содержания имелось не более двух процентов. 

К XVI веку значение библиотеки, как ведущей культурной силы, постепенно снижается. Несоблюдение правил хранения литературы приводило к быстрой порче ранних экземпляров. Множество книг исчезло в огне пожаров. Одновременно с этими процессами возрастало число личных библиотек. Историки, применяя методы реконструкции, называют разные цифры, характеризующие книжные фонды Древней Руси, – 15 тыс., 30 тыс. и даже 140 тыс. томов. К сожалению, до нас же дошла ничтожная часть написанных в то время фолиантов. 

Значение древнерусских библиотек сегодня сложно переоценить: они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности и смогли донести до нас бесценные культурные сокровища. 

 

В статье использована литература:

– Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1970.

– Бакун Д. О временах дано минувших и теперешних // Библиотека. - 1997. - №4. - C.60-63.

– Бендерский И. В стенах древних монастырей // Библиотека. - 1991. -№4. - C.58-61.

– Глухов А.И. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира. - М.: Книга, 1971.

– Глухов А.И. ...Звучат лишь письмена. Судьбы древних библиотек. - М.: Книга, 1981.

 

Фото из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 14 февраля, 2020 [09:41]
Дата изменения: 17 марта, 2020 [14:19]