[Версия для печати]

Секреты календаря

 

В течение многих веков люди на основе наблюдений природы, особенно астрономических наблюдений, создавали календарь. Индейцы и полинезийцы завязывали узелки на шнурках, у  некоторых народностей узелковые календари дожили до Октябрьской революции. В Древней Руси до принятия христианства счёт времени вели по четырём сезонам года. Началом года была весна, но особо почиталось лето. Возможно, поэтому возникло второе смысловое значение слова «лето» в качестве синонима года. 

О смене сезонов – времён года судили по перелётам птиц, появлению зайцев или других животных, по чередованию и направлению ветров. Наша примета: прилетели грачи, – значит, скоро весна. Как у каждого народа свой язык, так был и свой календарь, непонятный и непригодный в других местах. Около ста лет назад в Сибири и на Европейском Севере были в ходу самодельные календари из дерева, обычно шестигранные бруски длиной около полуметра. На ребре каждой из шести граней нарезали зубцы по числу дней для двух очередных месяцев. Глубокая выемка поперек всего бруска делила каждую грань пополам – на отдельные месяцы. Условные метки указывали праздничные дни.

Старинный сибирский календарь длиною около полуметра, изготовленный из дерева

Сибирские мастера-умельцы создавали нарядные календари, украшенные резными фигурами святых. Такие святцы, как семейная реликвия, переходили по наследству от одного поколения к другому. Кто отправлялся в дальнее путешествие, заказывал календарь-посох с головою зверя или какого-нибудь чудища.

Коми-зыряне чуть ли не с XIV века пользовались деревянным календарем длиною в ладонь. На нем умещались, кроме 365 насечек, ещё особые метки – указатели праздников, сроков уплаты налога, начала охоты и другие важные даты.

Одни считали время от снега до снега, другие – от жатвы до жатвы. Но в прошлом году снег выпал раньше, в этом – позже, а там, где теплее, снега и вовсе нет. Жатву в одних местах начинают раньше, в других позже. И вообще одно дело – время года, а другое – погода.

Календарей придумывали много, но все они были только сезонными и районными: можно узнать, что весна или зима уже началась в этом районе, но нельзя предвидеть их заблаговременно, а ведь для этого прежде всего и нужен был календарь. 

В конце Х века Древняя Русь перешла от языческих верований к христианству и юлианскому календарю. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторыми отличиями. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну и юлианский год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты – 5508 год до н.э.

Только в 1492 г. н. э. началом года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя – столицы восточного христианства – в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того как эту роковую дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 г. (7001 г.) перенёс начало года с 1 марта на 1 сентября. 

Через 208 лет по указу Петра I были установлены нынешние даты начала года и летосчисления. В указе от 19 декабря предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от сотворения мира считать 1 января 1700 г. от рождества христова, т.е. по нынешнему обозначению – н. э. (нашей эры). 

Народ постепенно привык к календарной реформе – во многом этому помогли новые календари-месяцесловы, которые стали издаваться с 1702 года. В 1708 году русские типографии заменили неудобную древнеславянскую кириллицу простым, «гражданским» шрифтом». Одной из первых книг, напечатанных новым шрифтом, был «календарь, или месяцеслов, христианский по старому штилю, или исчислению» на 28 страницах.

Первая страница месяцеслова, напечатанного Петербургской типографией в декабре 1721 года

В 1830 году Академия наук выдвинула предложение о введении в России григорианского нового стиля, но министр просвещения выступил против изменений календаря, и реформа не состоялась. Перед наступлением ХХ века этот вопрос снова был поднят. В 1900 году в Академии наук была образована календарная комиссия. В пользу реформы выступил Д.И. Менделеев. Но высший орган православия – Синод – не одобрил его принятия. Советская Россия на григорианский календарь перешла в 1918 году. Декрет Совнаркома РСФСР о переходе был опубликован 25 января. Согласно документу датой, следующей за 31 января, было не 1, а 14 февраля. 

В феврале 1918 года по советскому календарю было только 15 дней, а весь этот год содержал всего 352 дня.

Вместе с юлианским календарем на Руси утвердилась неделя – седмица. Но у нас дни получили названия не по именам римских богов-планет, как в Западной Европе.

Воскресенье называли днём недельным, или просто «неделей», днём отдыха, когда «нет дел». Понедельник – это первый день «по (после) недели», вторник – второй, среда – серёдка седмицы, четверг, или четверток, – четвертый, пятница, пяток, – пятый. Суббота получила название от еврейского слова «саббат» – конец дел. И теперь нередко говорят «шабаш» в смысле – довольно, кончено дело!

Месяцы русский народ называл в разных областях неодинаково, связывая с сезонными изменениями природы и сроками полевых работ.

По народной примете «январь-трескун лёд на реке в просинь красит». Первый месяц в одних районах – просинец, а в других – студень, как декабрь. Февраль – сечень, начинается вырубка леса, или снежень, или лютый, пора снегопадов, метелей и последних, предвесенних морозов. Но в иных местах его называли бокогрей: солнышко уже пригревает землю, а в ясные, тихие дни ледяные сосульки капают. Изменчива и непостоянна мартовская погода. Этот месяц сухий там, где солнце уже успело пригреть землю, и сохли срубленные деревья, главным образом берёза. Поэтому март называли и берёзозол (оставалась зола после сжигания древесных остатков), или соковник – можно уже подсекать берёзу и собирать её сладковатый сок. А в северных районах березень, или берёзозол, – это апрель. Он зиму с летом сплетает, он и цветень, и заиграй-овражки: журчат ручейки, сливаются в шумливые потоки и несутся по оврагам. 

Цветень, квитень, травень – апрель или май, на юге уже цветут фруктовые деревья, а июнь или июль – червень: в это время добывали багряную краску из насекомых-червецов, и до сих пор червлёным называют тёмно-красный, багряный цвет. Серпень, пора жатвы, – где июль, а где – август. Зарев, или зорев, пора ярких зорь, – август или сентябрь, иначе хмурень, месяц угасающего лета.

Листопадом называли октябрь или ноябрь. Не сразу зима вступает в свои права: снега ещё мало, но холодок уже подмораживает осеннюю грязь, образуя крупные комья – груды. Груднем называли в одних местах ноябрь, в других – декабрь, а в иных местах и декабрь, как январь, – просинец.

 

В статье использовалась литература:

- Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М.: «Наука», 1987.

- Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века, Издательство: Флинта.

- Щур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. – М.: Детская литература, 1986.



Поделиться:
Дата публикации: 12 февраля, 2020 [09:14]
Дата изменения: 04 марта, 2020 [11:58]